— Вообще, сейчас даже странно слышать, что за Таривердиева приходилось сражаться, отстаивать в списке на награды. Казалось бы — кто их достоин, как не он?
— Дело в том, что Микаэл Леонович всегда был свободным человеком, сам по себе, таким андеграундным в большей степени. Он делал только то, что ему было творчески интересно, занимался своим делом — писал музыку. И никогда ничего от властей не хотел и не ждал. Он всегда имел свое мнение и смелость открыто его высказывать. У него были принципы, которым он следовал и которые никогда не нарушал. Он никогда не участвовал ни в каких группировках по типу «против кого дружим». Но при этом у него был широкий круг общения. Он был окружен талантливейшими людьми: Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Андрей Тарковский, Олег Ефремов, Василий Аксенов... Всех не перечислишь. Микаэл Леонович был вхож в дом Лили Брик, которая, кстати, сама позвонила ему и пригласила в гости.
— Она, как никто, умела окружать себя талантами...
— Это произошло в начале шестидесятых. Лиля Юрьевна позвонила на следующий день после концерта памяти Владимира Маяковского в Большом театре. Там впервые прозвучал вокальный цикл Таривердиева на ранние стихи поэта. Лиля Юрьевна сказала: «Мне кажется неправильным, что мы не знакомы». И после этого Микаэл Леонович стал бывать на обедах в доме Лили Юрьевны и Василия Абгаровича Катаняна. Это был один из самых интересных домов в Москве. В нем царил дух сопричастности великому поэту. В нем собирался цвет творческой интеллигенции шестидесятых. Микаэл Леонович говорил, что общение с этой незаурядной женщиной дало ему очень много. Именно она подсказала ему, что он должен писать на стихи Вознесенского. Лиля Юрьевна подарила Микаэлу Леоновичу свою тогда только что изданную личную переписку с Владимиром Маяковским. Дарственную надпись она сделала такую: «Микаэлу Таривердиеву. Эта книга о правде и кривде Маяковского». К сожалению, эти теплые отношения Лили Юрьевны и Микаэла Леоновича прекратились, когда он захотел привести в дом Брик актрису, которой был тогда увлечен, а Лиля Юрьевна категорически воспротивилась этому знакомству.
— Да, влюбленному человеку это трудно перенести. Тем более такому, как Микаэл Леонович, с его кодексом чести. Андрей Вознесенский сказал как-то о Таривердиеве: «В нем было рыцарство». А какому рыцарю понравится, что его даму сердца отвергают?
— Конечно! Но заметьте, что интуиция Лилю Брик не обманула — ведь позже именно эта актриса поведет себя непорядочно в той трагической истории с ДТП, когда вину на себя взял Микаэл Леонович.
— Смесь Дон Кихота с Дон Жуаном — так, кажется, назвал Таривердиева режиссер Сергей Соловьев. Микаэл Леонович действительно был влюбчив, у него было много романов?
— Он был увлекающимся человеком. И Дон Кихот, и Дон Жуан в одном лице — это точно про него. Он искал свой идеал, очаровывался, разочаровывался — отсюда и многочисленные романы.