Даниил Крамер: «За всю историю нашей страны джаз запрещали лишь однажды, и всего на полгода»

«Как-то в Париже менеджер подвел ко мне улыбчивого пожилого человека: «Он не профессиональный...
Вера Волгина
|
01 Июля 2024
Даниил Крамер
«На гастролях в австралийском Перте ко мне подошел высоченный мужчина с потрясающей офицерской выправкой. Оказалось, внук адъютанта Врангеля». Даниил Крамер, Сидней, 90-е годы
Фото: из архива Д. Крамера

— Что же было после того, как вы услышали Чижика?

— Я загорелся и решил, что только он будет моим первым учителем в джазе. Поэтому позвонил своей учительнице в Харьков, она нашла харьковскую учительницу Чижика, а та уже позвонила ему... Ну да, чисто по-харьковски.

В тот момент я имел прекрасный аппарат, то есть кое-что умел. Думал, покорю самого Чижика. А когда сыграл ему «Регтайм», получил по башке: «Ты не знаешь, что такое джаз! Ты ничего не умеешь!» Я же и не понимал, чего хочу. Но уже на втором уроке Леонид Чижик сказал: «Сегодня мы будем с тобой учиться чувству времени». В данном случае — чувству 12-тактового блюза. Когда импровизируешь, не всегда способен считать, но должен чувствовать время. Сыграв несколько квадратов блюза, Чижик сказал: «Запоминай, где первый такт, и, когда придет время, по чему-нибудь стукни». А чтобы я тайком не считал, повел меня на кухню: «Вот тебе колбаска, режь бутерброды, я сейчас чайник поставлю. Только не молчи, рассказывай анекдоты».

Можете себе представить?.. Я делал все, что он велел. Только не мог стукнуть по первому этапу нового квадрата — каждый раз промахивался. Леонид Аркадьевич стучал вместо меня. А я смотрел на него бараньими глазами и не понимал: ну как?!!

Чижик дал мне шесть уроков, которые растянулись на год с лишним. Он все время был на гастролях, я учился. Это не педагог, а наставник, который дал мне в жизни потрясающий толчок. И я буду благодарен ему, пока жив. Сложный человек, Леонид Аркадьевич тоже, вероятно, любил меня по-своему. Иначе вряд ли бы давал уроки. Мог же просто сказать: ты мне неинтересен. Он был не ласковым папочкой, а требовательным, иногда даже суровым. Мог и отругать. Потому что, как и другие педагоги, хотел, чтобы я стал лучше.

Именно Леонид Чижик (уехавший в Германию еще до распада СССР) отрекомендовал меня устроителю «Витебской осени» (в будущем — «Славянский базар») Родиону Бассу. В 1984 году там прошел мой первый джазовый концерт, для которого я сочинил пьесы (первые опыты соединения классики и джаза). На этом же фестивале я познакомился с Баташевым, Фейертагом... Со многими из тех, кого сейчас назвали бы тусовкой, а тогда именовали сообществом.

Чижик предупредил, что со мной в Белоруссию поедет «очень хороший человек» Георгий Бахчиев, и посоветовал с ним подружиться. Это был человек, фанатично любивший джаз, с громадной библиотекой — и книжной, и виниловой. Благодаря ему я познал джаз профессионально. Георгий Захарьевич тоже полюбил меня. Бывало, скажет, погрозив пальцем: «Чтобы вечером пришел — у меня для тебя пластинка. Будешь сидеть и слушать». А потом стоял надо мной и приговаривал: «Смотри, какой красивый пассаж! А ты так можешь? А ну-ка, быстро сними, я хочу, чтобы ты его сыграл».

Наша дружба, зародившаяся в поезде по пути на фестиваль, продлилась до смерти Георгия Захарьевича... Я уже преподавал в ГИТИСе джазовую эстетику и ритмику и однажды попросил Бахчиева помочь мне с джазовой историей. Он шел ко мне на урок, ему стало плохо с сердцем. Его последние слова были: «Передайте Дане, что я опаздываю...»

— Чижик, Кролл, Лундстрем, Гаранян... Кто еще тогда рулил советским джазом?

— Уже были Алексей Козлов, Герман Лукьянов, Игорь Бриль. Все они, как и я, сделали себе имена в Советском Союзе, и никто нас не гнобил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая