На самом деле в студии было интересно, мы упражнялись на разнообразном и достойном материале. Поставили мало кому известную пьесу Грибоедова «Студент». Однако думаю, вряд ли кто-то из нас отдавал себе отчет в том, что с нами проводят настоящие уроки актерского мастерства, немножко баловством все это казалось.
Но вот с Настей во время наших школьных творческих экспериментов сложилось полное актерское взаимопонимание. То есть когда все с полуслова ясно. Сейчас видимся редко, но свойство это в наших отношениях осталось. Вообще, про Настю хочу сказать, что она очень тонкая и умная актриса. Тогда, в юности, я этого не понимал и был крайне неправ. Когда мы работали на «Курьере», я вообще не воспринимал ее как актрису и даже где-то ляпнул что-то на этот счет. Очень жалею о последнем обстоятельстве. Позже, когда увидел другие Настины работы, понял, как сильно ошибался.
Да и школа, конечно, объективно была не столь кошмарна, какой казалась подростку-восьмикласснику. Помимо беспросветных праздничных линеек и речовок был у нас школьный кинотеатр, где иногда даже показывали картины Тарковского и Куросавы.
Но в общем государственность была чрезвычайно крепкой, любое выпадение из общей шеренги чревато подзатыльником в виде двойки. Наш учитель истории, ныне возглавляющий радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, на своих уроках требовал аккуратного оформления так называемых ленинских тетрадей. Помните этот мрак: туда нужно было записывать всякую галиматью про съезды и прочую бредятину? Сколько раз он отправлял меня в рекреацию за забытую (конечно, незаполненную) ленинскую тетрадку — не сосчитать! Но это и понятно: такие были правила игры. Когда же Алексей Алексеевич на волне перестройки перешел на сторону борцов за демократические ценности и гражданские свободы, мы даже несколько обалдели.
— «Курьер» тоже стал своеобразным символом перестроечных времен. И вообще фильмом культовым для поколения. Наверное, есть в этом заслуга и актеров. Немоляеву, как мы поняли, ты в то время артисткой не считал, но были же на площадке и звезды. Как складывались отношения с ними?
— Восхищался тогда и продолжаю восхищаться, например, Светланой Николаевной Крючковой. Света (тогда она еще была «Зиночкой», а не «Зинаидой Палной») актриса уровня бога! Мне кажется, самое беспристрастное мерило актерского мастерства — честно ответить себе на вопрос: «Смог бы ты сыграть как он (она)?» Вот как многие я, пожалуй, смог бы, а как Светлана Крючкова — точно нет. Есть у нее что-то такое внутри, чего не существует ни во мне, ни в других.