Андрей Смирнов. Динозавр

Мне нравится поколение, которым сейчас тридцатник. Работать с ними одно удовольствие.
Марина Порк
|
01 Ноября 2018
Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Алексей Глазырин, Нина Ургант и Всеволод Сафонов в  фильме «Белорусский вокзал»
Когда начальство потребовало заменить Нину Ургант Инной Макаровой, написал заявление, что от картины отказываюсь, и отправился к другу на дачу. На четвертый день за мной приехали: утвердили все-таки Ургант. Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Фото: РИА Новости

Михаил Ильич засмеялся:

— Передайте этому дураку, что никто его выгонять не собирается.

И я остался.

На третьем курсе мы, четыре режиссера, сняли работу по рассказу Анатолия Кузнецова «Юрка — бесштанная команда», главную роль играл Шукшин. Получилась вполне связная ползуче-реалистическая вещь. Дальше я ходил королем и чувствовал себя уверенно. Наша дипломная работа называлась «Эй, кто-нибудь!», мы сняли ее с Борисом Яшиным по пьесе Сарояна, главные роли сыграли Оля Гобзева и Володя Ивашов. Диплом мы защищали в довольно нервной обстановке: Хрущев зашел в Манеж и крайне резко высказался о выставке современной живописи. На последовавшей за этим встрече с интеллигенцией из киношников под огонь критики генсека попали Ромм и Хуциев. А на защите Михаил Ильич — наш мастер, оппонент — Хуциев. Помню, набился полный зал, ждали скандала. Но благодаря Ромму все обошлось, мы получили свою пятерку. Нас с Яшиным взяли на «Мосфильм» и предложили кино по замечательной «Пяди земли» Григория Бакланова. Надо сознаться, картина наша конечно слабее, чем повесть.

Пришло время работать самостоятельно. Боря Яшин начал картину «Осенние свадьбы». Я же почти три года сидел без работы. Мне двадцать три, на «Мосфильме» никто не воспринимает всерьез. Сценарий, что написали для меня Зак и Кузнецов, закрыли, идеи, которые предлагал, отвергали. Наконец в 1967 году получил приглашение от Экспериментальной творческой киностудии Григория Чухрая. Студия эта была отважной попыткой развить коммерческую составляющую кинематографа, вывести его на хозрасчет и внедрить элемент капитализма, чтобы кинематографисты зарабатывали в зависимости от сборов с их картин. К пятидесятилетию советской власти затеяли альманах «Начало неведомого века». Предполагалось, что молодое поколение режиссеров, к которому принадлежал и я, прославит Октябрьскую революцию, экранизируя новеллы советских классиков. В итоге две ленты из трех легли на полку: «Родина электричества» Ларисы Шепитько по рассказу Андрея Платонова и мой «Ангел» по рассказу Юрия Олеши.

Я очень серьезно отнесся к первой самостоятельной постановке. А с чего начинается работа над фильмом? Конечно же с формирования съемочной группы, где главный человек оператор. Меня раздражало изображение в советском кино, мечтал, чтобы камера видела мир жестким, контрастным, с резкими перепадами света и тени, как у Бергмана и Годара. Поэтому принял бесповоротное решение: снимаем только на натуре без осветительных приборов. Когда озвучил требование Вадиму Юсову, а потом Герману Лаврову, оба, не сговариваясь, ответили: «Вот сам и снимай!» После их отказа возникла кандидатура вгиковского студента Паши Лебешева. Познакомились мы в спортзале, оба играли за институтскую баскетбольную команду на первенстве московских вузов, виделись на тренировках, не раз вместе сидели в пивной в Лужниках. Озвучил Пашке свое предложение: фильм надо снять без искусственного освещения. Он охотно согласился и произнес фразу, которая стала в кино без преувеличения легендарной: «Да (тут шло непечатное словцо) хоть без пленки!» Напророчил — киноизображение во всем мире теперь цифровое.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая