Полная версия сайта

Несбывшаяся кадриль

Стоит на Пречистенке каменный двухэтажный особняк. С ним связано странное переплетение судеб двух необыкновенных женщин, посвятивших жизнь танцу.

Сергей Есенин и Айседора Дункан
AD

Тяжелый балдахин в бывшей хозяйской спальне венчал медный наполеоновский орел. Эти же гордые птицы сидели и на высоких карнизах. Двери украшали медальоны с профилями Бонапарта и Жозефины — Ушков оказался поклонником французского императора. Его символы — статуи, картины, лепнина, оружие — окружали гостью повсюду. Вся эта буржуазная роскошь была ненавистна Дункан, но в отличие от Балашовой выбирать не приходилось. Вспомнив, что та хотела снять ее дом на рю де ла Помп, Айседора со смехом сказала: «Кадриль! Меняемся местами!»

Первым делом она велела убрать балдахин, затем обила стены своим голубым сукном. Паркет застелила гладким сине-зеленым ковром, бронзовую люстру закрыла оранжевой шалью. «Долой Наполеона!» — ликовала новая хозяйка. Когда наступили холода, Айседора попросила сложить в спальне русскую печь. Которая, кстати, страшно дымила...

Третьего октября 1921 года судьба свела сорокачетырехлетнюю Дункан с Есениным, в тот день поэту исполнилось двадцать шесть лет. Мгновенно вспыхнул сумасшедший роман. Сергей часто приходил с компанией в ушковский особняк, читал своей Изадоре стихи, напивался, через переводчика признавался в любви и тут же говорил гадости. Дункан все прощала, часами танцевала для него, выражая свои чувства языком жеста и пластики.

С середины октября начался набор в ее школу. Илья Шнейдер опубликовал в «Рабочей Москве» заметку с примечанием, что предпочтение отдается детям рабочих. Ежедневно в особняк родители приводили около ста пятидесяти девочек, из которых Айседора отбирала будущих учениц.

В четвертую годовщину революции Дунька, как называли ее в Москве, выступала в Большом театре. В тот день американка впервые появилась на сцене, где прежде блистала Александра Балашова. Финальный номер под музыку «Интернационала», когда весь зал встал и пел вместе с «товарищем Дункан», стал триумфом. Затем Ирма вывела на сцену сотню маленьких девочек в красных туниках. Конечно, на концерте присутствовал и Есенин.

Официальное открытие школы состоялось третьего декабря 1921 года. К великому огорчению Айседоры ни о какой тысяче детей речи не шло, только о сорока. А поскольку многие страдали от недоедания, девочек приходилось не только учить, но и обеспечивать им полный пансион. В одном из залов устроили спальню.

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • 24.10.2017 22:28 #
    Ох уж эти эфирные балерины! Какие нежные , хрупкие создания, просто созданные для любви , восторгов и красоты. Мамы, сиделки, заботящиеся о других- это уже совсем другие люди. Там выносливость нужна, жертвенность, самоограничение, а не только любовь к себе, своему телу и брильянтам.

  • 06.11.2017 21:12 #
    Спасибо за прекрасный познавательный текст. Впервые узнаю столько подробностей о Дункан. Трагическая судьба какая! Сама не знала, чего хотела, вот и поплатилась. Балашова-Ушакова более последовательно, логично(исходя из собственных обстоятельств) вела свою линию жизни, она достойно была ЗА-МУЖЕМ, и добродетельно шла за мужем. Вот и благополучно прожила жизнь. Айседора же - мятущаяся душа. Не смогла построить ни одного нормального союза. Не довела ни одного дела до конца, ей даже не суждено было вырастить ни одного собственного ребенка и иностранную приемную дочь бросила в России на произвол судьбы, можно сказать. В российской революции крепко разочаровалась. Вся жизнь ее построена на великом самомнении, тщеславии и самолюбовании. Двумя словами, великая авантюристка! А всем нам урок - как не надо себя вести.
  • Аватар

    30.10.2017 10:40 #
    Даааа, реально страшно жить тогда было.... такая кадриль(( жесть. Хорошо написано, спасибо за статью!)

  • #createdAt# #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Загрузка...

    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или