Полная версия сайта

Несбывшаяся кадриль

Стоит на Пречистенке каменный двухэтажный особняк. С ним связано странное переплетение судеб двух необыкновенных женщин, посвятивших жизнь танцу.

Александра Балашова с Михаилом Мордкиным
AD

Можно сказать, ей везло: по разным причинам из Большого почти одновременно ушли три ведущие балерины — Аделина Джури, Любовь Рославлева и Энрикетта Гримальди — и Балашовой стали доверять главные партии. В 1909 году под руководством Александра Горского она блестяще выступала в Лондоне.

Сашенька представляла собой идеальную балерину русской школы и чем-то напоминала знаменитую Матильду Кшесинскую. В 1911 году на гастролях в Петербурге критики называли ее «дитя московской Терпсихоры». Появился и постоянный партнер Михаил Мордкин: дуэт не только танцевал классику, но и выступал с эстрадными номерами. Например в «Матросском танце» Александра появлялась в тельняшке и брюках-клеш, залихватски «попыхивая» огромной трубкой.

Софья Гиацинтова вспоминала: «Блистательная пара. Она — похожая на пушистого котенка, пухленькая и тоненькая одновременно, точная в движениях, веселая и скромно-обольстительная. А Мордкин — большой художник необычайного темперамента. Его тело напоминало древнегреческие статуи, но было одухотворено пламенем огромного дарования — в движении рассекало воздух...»

Особенно хороша Балашова была в главных партиях «Спящей красавицы», «Тщетной предосторожности», «Арлекинады». Она говорила: «Театр для меня — храм». В этом храме балерина и встретила будущего мужа. Общие знакомые сомневались, смогут ли ужиться вместе столь разные люди: тихий, скромный, будто созданный для семейной жизни Алексей Константинович и целиком преданная своему искусству темпераментная Сашенька. Однако брак — для Ушкова второй — получился счастливым. Он сразу принялся перестраивать свой особняк на Пречистенке «в стилях», как было заведено у богатых москвичей на рубеже нового столетия — создавать достойную оправу молодой супруге. Для ее домашних репетиций появился зеркальный зал. А собственное имя хозяин увековечил в мавританской гостиной, где над камином арабской вязью несколько раз повторяется его фамилия.

Сашенькин свекор Константин Капитонович Ушков помогал Немировичу-Данченко при создании Московского художественного театра. Записавшись первым пайщиком, он сделал взнос в размере четырех тысяч рублей. Ушков-старший вообще обожал искусство и немалую часть огромного состояния тратил на художественно-просветительские цели. Эту традицию впоследствии продолжил и сын.

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Ох уж эти эфирные балерины! Какие нежные , хрупкие создания, просто созданные для любви , восторгов и красоты. Мамы, сиделки, заботящиеся о других- это уже совсем другие люди. Там выносливость нужна, жертвенность, самоограничение, а не только любовь к себе, своему телу и брильянтам.

  • #
    Спасибо за прекрасный познавательный текст. Впервые узнаю столько подробностей о Дункан. Трагическая судьба какая! Сама не знала, чего хотела, вот и поплатилась. Балашова-Ушакова более последовательно, логично(исходя из собственных обстоятельств) вела свою линию жизни, она достойно была ЗА-МУЖЕМ, и добродетельно шла за мужем. Вот и благополучно прожила жизнь. Айседора же - мятущаяся душа. Не смогла построить ни одного нормального союза. Не довела ни одного дела до конца, ей даже не суждено было вырастить ни одного собственного ребенка и иностранную приемную дочь бросила в России на произвол судьбы, можно сказать. В российской революции крепко разочаровалась. Вся жизнь ее построена на великом самомнении, тщеславии и самолюбовании. Двумя словами, великая авантюристка! А всем нам урок - как не надо себя вести.
  • Одна такая

    #
    Даааа, реально страшно жить тогда было.... такая кадриль(( жесть. Хорошо написано, спасибо за статью!)

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или