Анна Варпаховская. Ангел навынос

Удивительно, но за сорок лет она не слишком изменилась — во всяком случае, зрители со стажем сразу...
Ирина Майорова
|
10 марта 2022
Анна Варпаховская и Эдуард Марцевич
Лучшего кандидата на роль дядюшки, чем Эдуард Марцевич, блистательно исполнявший эту роль в Малом театре, было не найти. Для переговоров с худруком Юрием Соломиным пришлось лететь в Москву
Фото: из архива А. Варпаховской

На следующий день меня вызвали в дирекцию и сказали, что я уволена.

Признаюсь, был короткий период, когда решила завязать с актерской профессией и стать театральным критиком: «Вот тогда я вам всем устрою — мало не покажется!» Но на счастье — и мое, и тех, кому предопределялось корчиться на острие моего пера, — меня приняли в труппу Театра имени Станиславского.

Упустить такой шанс было непростительно, и я стала ходить на все спектакли и учить все роли, которые могла бы играть. И как только кто-то из исполнительниц заболевал или уходил в декрет, предлагала себя в качестве замены. Таким образом сначала влезла в кучу спектаклей, а вскоре стала получать роли главных героинь в новых постановках. Сыграла Таню в «Прощании в июне» Вампилова, Луизу в «Коварстве и любви» Шиллера, Сашу в «Живом трупе» Толстого... Кстати, на одном из этих спектаклей побывал Юрий Васильевич Катин-Ярцев. На следующий день мастер специально пришел в театр и попросив позвать меня с репетиции, сказал: «Аня, вы прекрасно играли. Я так счастлив, что в вас ошибся».

Очень хотела сыграть Лиззи в «Продавце дождя», но поскольку пьесу Ричарда Нэша в Театре Станиславского ставил Леонид Варпаховский, шансов получить ее у меня не было. Роль досталась Людмиле Поляковой. Спектакль с успехом шел несколько месяцев, когда стало известно, что актриса ждет ребенка. Заглядываю однажды в репертуарную часть с каким-то текущим вопросом и слышу:

— Мы решили предложить Леониду Викторовичу ввести тебя в «Продавца дождя» на то время, пока Мила в декрете. Как к этому относишься?

Меня чуть не разорвало от радости:

— Я согласна! А когда будете папе звонить?

— Сегодня, через час-полтора.

Лечу домой и жду у параллельного телефона. Наконец раздается звонок, одновременно с папой поднимаю трубку и слышу такой диалог:

— Леонид Викторович, мы тут посовещались и решили ввести на роль Лиззи Анну Леонидовну.

— А кто это?

На том конце провода повисает пауза, потом звучит недоуменное:

— Как кто? Ваша дочь — Анна Варпаховская.

— А-а, нет! Эта артистка не годится, подумайте еще.

Несусь к нему с воплем:

— Папа, как ты мог?!

И он подслащивает уже проглоченную мной горькую пилюлю:

— Понимаешь, Лиззи же некрасивая, а ты красивая, поэтому не подходишь.

Не думаю, что он совсем уж не верил в меня, только страх: «Вот дам дочери роль, а если она не справится? Куда тогда со стыда деваться?» — оказался сильнее.

Хорошо помню выражение его лица на первых репетициях спектакля «Волки и овцы», где мама выбила-таки мне роль Глафиры. С каким умилением он смотрел на других актеров и какой скорбью наполнялся взгляд, переведенный на меня. Я страшно комплексовала, но держала переживания при себе. В глубине души знала, что справлюсь и папа еще будет мной гордиться.

Худсовету «Волков и овец» сдавали на гастролях в Куйбышеве. Перед огромным, темным, безмолвным залом. После показа у меня было четкое ощущение, что провалилась. Коллеги начали жалеть, давать советы, как вести себя в этой сцене, чего добавить в другой. Еще немного, и вконец бы запутали, сбили, заморочили. Чтобы этого не случилось, папа на три дня запер меня в гостиничном номере — даже еду туда носил. На четвертый день — премьера, где с первого появления Глафиры на сцене между мной и публикой возник контакт. Это так вдохновило и раскрепостило, что я буквально купалась в роли. А папа, как потом поведала мама, сидел в зале пунцовый от гордости и на моих сценах показывал большой палец. Когда вернулись в гостиницу, я поцеловала ему руку — в благодарность за первый сумасшедший успех и за заточение в номере. Останься я «на свободе», точно ничего не сыграла бы.

Московская премьера была назначена на тринадцатое февраля 1976 года — на следующий день после ухода папы. Я не представляла, как смогу выйти на сцену, готова была попросить руководство театра отменить спектакль. Но мама запретила: «Папа бы этого не одобрил». Как отыграла в тот вечер, не помню... Впоследствии на протяжении многих лет «Волки и овцы» шли на сцене театра двенадцатого февраля — в память о Леониде Варпаховском.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 14
Магия чисел от лотереи «Мечталлион»
Мы запускаем волшебный отсчет, где раскроем интересные факты о числах от 1 до 31.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая