Венера Нигматулина. Талгат — Любовь сильнее смерти

Я долго колебалась, рассказывать ли эту историю — о Талгате, о нашей жизни. Скрывать мне нечего: те семь лет, что мы были вместе, стоят нескольких прожитых судеб.
Юнна Чупринина
|
05 Октября 2018
Линда Нигматулина
Когда Линда доросла до подросткового возраста, я, конечно, рассказала, как ушел ее папа. Она с ума сходила от желания уничтожить убийц
Фото: из архива В. Нигматулиной

Первый суд признал участников убийства невменяемыми и вынес постановление о принудительном лечении. Я была уверена, что единственное, чего они заслужили, это смертная казнь. И начала биться за пересмотр дела.

В 1986 году добилась повторного суда. Снова полетела в Вильнюс. Первое, что сделала, — поехала в квартиру, где в тот свой приезд останавливался Абай и где все произошло. Открыла хозяйка. Она сразу заплакала, заголосила, упала на колени, начала просить прощения. Оказывается, зарыдала от страха, потому что была уверена: я пришла убивать...

Следователь обещал, что приложит все усилия для того, чтобы суд приговорил Абая к смертной казни. Но ему дали пятнадцать лет, Мирзабаю — двенадцать, Пестрецову, Седову и Бушмакину — меньшие сроки. В соседнем зале суда, где рассматривали дело о хищении государственной собственности, вынесли приговор о высшей мере, и я помню, как спрашивала следователя: «А безжалостный убийца отсидит срок и будет жить, дышать, смотреть на солнце?» Но он, конечно, отвечал, что ничего не может поделать, так решил суд.

Осужденных посадили в вильнюсскую тюрьму. Меня туда не пускали ни под каким предлогом. Хотя хотела лишь задать единственный вопрос: «За что?!»

Кажется, сегодня, когда прошло больше тридцати лет, я на него ответила сама. У Абая были неуемные амбиции, которые надо было постоянно «кормить». Меняя места работы, хотел отличаться от толпы, жаждал признания, поклонения. Вначале он предстал как гуру, поддерживая свой образ необычным поведением и проповедуя запрещенные цензурой эзотерические учения. Обожатели поспешили на поклон с жертвоприношениями, заглядывали в рот. Вокруг Абая стали собираться люди, которые искали ответы на вопросы о духовности, о неограниченных возможностях человека...

Забегая вперед, скажу, что вскоре после смерти Талгата я поехала в Беруни, где совсем недавно мы стучали в первые попавшиеся двери и всюду нас, толпу из двадцати — двадцати пяти человек, принимали безропотно. Перед нами расстилали дастархан, поили и кормили и только потом спрашивали: «Кто вы и куда путь держите?» Мне надо было знать, что же происходило там на самом деле. Когда мы останавливались в доме одного муллы, Борубаев говорил, что тот передает ему знания как лучшему ученику. Но когда я пришла в этот дом после гибели мужа, мулла объяснил, что Абай... приходил к нему лечиться от головной боли. А почет, который нам оказывали, — не более чем традиционное восточное гостеприимство, по законам которого люди, пришедшие в дом, посланы Аллахом. У Абая была удивительная способность создавать ореол таинственности вокруг своей персоны и своих действий.

Естественно, ему льстило положение лидера, он к нему привык. Но когда в середине 1980-х годов несколько приверженцев из москвичей и литовцев поняли, с кем имеют дело, и отошли, ему оставалось одно — удерживать авторитет физической силой. Для этого Абаю был необходим Талгат. Если уж такой человек перед ним преклоняется, то остальные должны и подавно! А муж публично сказал ему «нет». И этого Абай не смог ему простить.

Подарки без капризов: 4 честных правила, как говорить с детьми о желаниях
«Мам, я хочу…» — и понеслось: новый планшет, смартфон, модные кроссовки, игрушка, как у одноклассника…

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая