Никому ничего не сказав, записалась на прослушивание во все театральные вузы. А сама стала готовиться. Брала в библиотеке труды Станиславского и отправлялась на Новодевичье кладбище к его могиле. Устроившись на лавочке, штудировала работы Константина Сергеевича — казалось, чем ближе буду к источнику, тем полнее проникнусь его идеями. Когда вспоминаю об этом, смеюсь, конечно.
Находившийся в двух шагах от дома Новодевичий монастырь мы знали вдоль и поперек. Не боясь покойников, играли между могилами, залезали в склепы. И сочинили легенду, будто на погост каждую ночь приезжает Сталин и подолгу стоит у могилы своей жены Надежды Аллилуевой.
Во всех театральных вузах я дошла до третьего тура. И тут кто-то из абитуриентской компании, которой мы кочевали по всей Москве, сказал:
— Еще во ВГИК надо попробовать — у них туры только начинаются.
Удивилась страшно:
— А что это такое? Неужели про кино институт есть?!
Больше всего на свете я любила смотреть фильмы. Детей, занимавшихся в кружках Дома культуры, в воскресенье на дневной сеанс пускали бесплатно. Такое счастье я не пропустила ни разу, поэтому знала наизусть все советские и трофейные картины и могла цитировать героев с любого места. А вот что есть специальный институт, где готовят киноартистов, не слышала.
Когда приехали во ВГИК, оказалось, что творческие туры и там уже закончились. Но видимо, я понравилась набиравшему актерский курс Юлию Яковлевичу Райзману, если он разрешил мне участвовать в конкурсе. Прочла прозу, стихи, показала этюд и услышала: «Я ее беру!» Следующие несколько дней мучила себя вопросом: «А может, это было во сне, а не наяву? Вдруг Райзман ничего такого не говорил?» Когда вывесили списки поступивших, подходила несколько раз — прочитаю свою фамилию, уйду, потом снова возвращаюсь.
Сниматься начала уже на первом курсе — в картине Райзмана «Урок жизни» сыграла домработницу Нюру, а в ленте Рошаля «Вольница» — резалку рыбы Любку. Второй фильм снимался в Крыму, и группа жила там четыре месяца. Нас поселили в доме прямо на территории киностудии, где уже обитали актеры, работавшие на картинах «Мексиканец» и «Отелло». Вчетвером в маленькой комнате на втором этаже было очень тесно, поэтому я вынесла раскладушку и спала на балкончике и, сама того не желая, стала свидетельницей романов Стриженова с Румянцевой и Бондарчука со Скобцевой.