Евгений Писарев: «Пока не будешь знать весь театральный механизм, хозяином театра не станешь», — говорил мне Табаков»

Если бы тогда предложили возглавить другой театр, вряд ли бы согласился. Я ведь не собирался быть...
Инна Фомина
|
02 Июня 2023
Александр Матросов и Сергей Лазарев
Александр Матросов и Сергей Лазарев в спектакле «Одолжите тенора!», 2017 год
Фото: предоставлено пресс-службой МДТ им. А.С. Пушкина

— Куда пошли работать после окончания Школы-студии МХАТ?

— Во время учебы наш педагог профессор Виталий Яковлевич Виленкин, который очень хотел, чтобы я пошел в «Современник», познакомил меня с Игорем Владимировичем Квашой. Но я не рискнул прийти в труппу, где были сплошные мэтры и звезды. К тому же я человек компании, а весь наш курс Еремин пригласил работать к себе, в Театр Пушкина. Я позвонил Кваше, признался, что в «Современник» не пойду, а он сказал: «Всю жизнь будешь об этом жалеть». Но я сделал свой выбор. И не ошибся. Потому что в те времена начинающему артисту идти в такой звездный театр, как «Современник», было совсем уж пропащим делом.

Так я попал в Театр имени Пушкина. Шел 1993-й год, уже не было Советского Союза, наступило голодное время, и людям было точно не до Мельпомены. Да и мы, бывшие студенты, понимали, что Пушкинский в то время был не самым популярным театром. Точнее — не самым удачливым, ему как будто все время не везло. Сюда приходили хорошие артисты, хорошие режиссеры, но зритель все равно не ходил. Это было какое-то неуютное, пропащее место.

— Да уж, как тут не поверить в проклятие Коонен...

— Сначала жизнь моя в театре была довольно неинтересной и безденежной. И все мои романтические мечты и представления быстро рухнули. Но именно благодаря тому, что здесь у меня в качестве актера не очень складывалось, я решил попробовать силы в режиссуре. И Еремин дал мне такую возможность. Вместе с моим однокурсником Денисом Филимоновым я поставил спектакль «Остров сокровищ», который идет до сих пор — скоро уж 30 лет!

— Ликовали, когда впервые увидели на сцене свое творение?

— Да нет. Если бы мечтал о карьере режиссера, наверное, что-то подобное испытывал бы. Но я начал ставить просто потому, что энергии у меня было очень много, а быть артистом становилось все менее интересно. Я мог хорошо сыграть, мог хуже, но от этого ничего не менялось. А в новом, режиссерском качестве у меня «поперло»: работал ассистентом у Еремина, потом у сменившего его Романа Козака — все время сам просился помогать. И ставил спектакли: «Любовь и всякое такое», «Ревизора», «Кота в сапогах».

— Быстро ушли из артистов?

— Не сразу. Думал: может быть, если здесь у меня не складывается, то на стороне сложится? В Театре Табакова сыграл в «Старом квартале» в постановке Андрея Житинкина, еще у меня была главная роль в «Серебряном веке», который Еремин поставил в Театре Моссовета. И к Деклану Доннеллану на кастинг в спектакль «Двенадцатая ночь» пришел как актер. Но он увидел в резюме, что я поставил несколько спектаклей, и сказал: «Как артист вы все неплохо делаете. Но я сейчас ищу ассистента режиссера, не хотите попробовать? Надо будет принять спектакль «Борис Годунов», который я уже выпустил — делать вводы, адаптировать его к разным площадкам, потому что это гастрольный проект. И в «Двенадцатую ночь», куда вы пробуетесь, тоже хочу взять вас своим ассистентом...»

Я подумал и согласился. Таким образом, со всех сторон судьба толкала меня в сторону режиссуры. И хотя я от этого отбивался как мог, вскоре основной моей работой стала режиссерская. Я сидел на двух стульях — работал и как режиссер, и как артист — до 2005 года, пока не поставил на этой сцене спектакль «Одолжите тенора!»...

— Который стал театральным событием.

— И после премьеры которого меня в свои театры одновременно пригласили ставить спектакли Марк Анатольевич Захаров, Александр Анатольевич Ширвиндт и Олег Павлович Табаков. Меня, артиста без режиссерского образования! Олег Павлович, думаю, забыл, как звонил мне домой и приглашал к себе учиться. Да, я играл у него в «Табакерке», преподавал в Школе-студии МХАТ, где он был ректором. Но, думаю, я не привлекал его как артист. Неплохой мальчик, но, конечно, не Женька Миронов и не Вовка Машков. А когда я сделал «Одолжите тенора!», он позвал меня в качестве режиссера. Я сказал:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Что подарить из еды на Новый год 2026 — правила этикета не дадут попасть впросак
Традиционно считается, что на Новый год съедобные подарки дарят только детям, однако такой презент подойдет и взрослому человеку, если учитывать некоторые правила этикета. Вот пять вариантов, которые окажутся уместны и не заставят вас краснеть.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая