Евгений Писарев: «Пока не будешь знать весь театральный механизм, хозяином театра не станешь», — говорил мне Табаков»

Если бы тогда предложили возглавить другой театр, вряд ли бы согласился. Я ведь не собирался быть...
Инна Фомина
|
02 Июня 2023
Анна Бегунова, Виктория Исакова и Вера Алентова, Владимир Николенко и Андрей Сухов
Анна Бегунова, Виктория Исакова и Вера Алентова, Владимир Николенко и Андрей Сухов в спектакле «Ложные признания», 2020 год
Фото: Юрий Богомаз/предоставлено пресс-службой МДТ им. А.С. Пушкина

— Вы поставили в Театре Пушкина много спектаклей. Какой оказался для вас самым сложным?

— «Великая магия», потому что я впервые сыграл в собственном спектакле, причем главную роль. После этого я понял: актер и режиссер — две несовместимые профессии. Потому что режиссер Писарев делает слишком много поблажек артисту Писареву, а артист Писарев всегда может договориться с режиссером. А между актером и режиссером должны присутствовать и любовь, и конфликт. Получился хороший спектакль, но он стал быстро разваливаться, потому что «глаза со стороны» у него не было. Спектакль изнутри, на сцене, и спектакль из зала — это два совершенно разных спектакля, и психологически мне было непросто. Думал, что смогу приспособиться, но нет. И через пять лет спектакль снял.

— О каких названиях на афише Театра Пушкина мечтаете, какие пьесы лежат у вас в режиссерском «портфеле»?

— А у меня нет никакого «портфеля», репертуар всегда возникает интуитивно. Это не значит, что нет пьес, которые мне интересны. Но пока у меня нет решения, не могу начать работать. Когда-то Александр Борисович Титель предложил мне поставить в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперетту Оффенбаха «Прекрасная Елена», мол, это же твой материал. А я отказался: «Материал мой — веселый, яркий. Но у меня нет решения».

— То есть сначала вы ставите спектакль в своей голове, а потом его репетируете?!

— Конечно. Поэтому я и в опере могу работать. Режиссер, который все рождает во время репетиции, даже самый гениальный, не сможет работать в музыкальном театре, там слишком много ограничений. А для меня ограничения — это источник вдохновения, фантазии, это свобода! Когда говорят: «Ставь что хочешь, бюджет неограничен» — ничего не могу придумать. А если предупреждают: «У нас в театре нет колосников, подвесить сверху ничего нельзя» — то уже становится интересно, надо что-то выдумывать! Если в массовке всего 15 человек, а надо на сцене изобразить толпу, то моя режиссерская мысль начинает работать. А если могут дать и 50, и 100 статистов, мне работать сложнее.

Чаще всего бывает так, что материал мне предлагают театры, артисты... Исключение составляет «Женитьба Фигаро» — этот спектакль я много лет мечтал поставить. Потому что спектакль Плучека в Театре сатиры стал самым сильным театральным впечатлением, которое я получил в 15 лет от «взрослого» спектакля. На меня не произвели такого впечатления спектакли «Современника» или Театра на Таганке с их социальными пафосом. А в «Женитьбе Фигаро» я увидел праздник, красоту, стремление к гармонии, юмор!

И еще увидел артиста, который может совместить в себе и праздник, и грусть, и радость, — Андрея Миронова. Спектакль к тому времени шел уже лет восемнадцать, и это был последний год, когда постановка жила, — вскоре Миронов умер. Я сидел в зале, чувствовал безграничную любовь публики к Фигаро и не понимал: это любовь к герою пьесы или любовь к актеру? Есть телеверсия этого спектакля, которая была немного раньше записана. Но она не передает впечатления от того праздника, который был на сцене. Я решил: если стану актером — обязательно сыграю Фигаро. Но получилось так, что я пошел дальше — поставил «Фигаро»! Причем сделал его и как драматический спектакль — в Театре Пушкина, и как оперу — в Большом театре.

— Какие у вас самые любимые места в Театре Пушкина?

— Я люблю весь наш дом, от трюма до чердака. Очень люблю буфет, где мы все можем встречаться — и технические службы, и администрация, и артисты. Причем буфет у нас очень домашний, отражает наш дух, семейную атмосферу. На стенах висят фотографии наших сотрудников в возрасте от трех до пятнадцати лет — и я там есть. Это очень забавно, когда в таком нежном возрасте узнаешь будущих артистов, своих любимых людей. Не знаю, кто завел эту традицию, но я ее продолжил. Когда новый сотрудник работает в театре год и становится ясно, что он здесь закрепился, у него появляется право повесить в буфете свое детское фото.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Что подарить из еды на Новый год 2026 — правила этикета не дадут попасть впросак
Традиционно считается, что на Новый год съедобные подарки дарят только детям, однако такой презент подойдет и взрослому человеку, если учитывать некоторые правила этикета. Вот пять вариантов, которые окажутся уместны и не заставят вас краснеть.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая