Вскоре Павел замыслил создать в Москве музей, состоящий из картин русских художников, и поделился идеей с братом. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», — писал он позднее.
К тому времени младший из братьев уже отделился от семьи. В августе 1856-го Сергей женился на шестнадцатилетней купеческой дочери Лизоньке Мазуриной. Во время бала, который жених дал в преддверии свадьбы, будущие супруги, по словам современника, «были неотразимы»: «Сергей красив, строен, как всегда, необычайно элегантен. Невеста веселится, как дитя, переодевается по три раза за вечер». Брак оказался счастливым, но длился недолго. Успев подарить мужу наследника, Елизавета скончалась в 1860 году во время вторых родов. Осиротевшего внука Николая взяла на воспитание матушка братьев — Александра Даниловна. Сергей страшно горевал и искал спасения в общественной деятельности. В 1863 году он избирается гласным городской думы, старшиной московского купечества, возглавляет благотворительные комитеты. Сергей легко сходился с людьми и обладал административной жилкой.
Павел женился поздно — в тридцать три года. Братья нередко бывали в Большом театре — оба обожали оперу. Говорят, что и жену старший Третьяков высмотрел в театральной ложе. Влюбился сразу, угадав мягкость и женственность характера, но будучи застенчивым, долго не решался подойти. Однако в августе 1865 года его свадьба с Верочкой Мамонтовой все-таки состоялась. После венчания молодые, как водится, укатили в Петербург, оттуда во Францию. По возвращении в Москву, войдя в дом молодого супруга, Вера была крайне удивлена — на самом видном месте вместо портретов домочадцев висела картина Перова «Сельский крестный ход на Пасхе». Так началось ее знакомство с коллекцией мужа...