Ференц Лист. Непрощенный

Слова горничной в аккуратном белом переднике прозвучали как пощечина: «Простите, мой господин, но...
Антонина Крищенко
|
05 Ноября 2021
Лист и Козима
Лист долго был уверен: внимание Рихарда, который всего на полтора года младше его самого, к дурнушке Козиме не что иное, как отеческая нежность
Фото: Heritage-Images/TopFoto/Vostock photo

Расплатой, по ее убеждению, должно было стать расставание. Пусть не как друзей, но как любовников. Лист переехал в гостиницу, а когда подошел к концу его отпуск, вернулся в Веймар один. Каролина же заявила, что навсегда останется в Риме, поближе к святым местам, где ей предстоит до конца жизни замаливать свои грехи.

Поначалу Ференц надеялся, что она одумается, возобновит хлопоты о разводе и вернется к нему. Однако после того как в 1864 году в России скончался князь Витгенштейн, а Каролина так и не пожелала стать женой Листа, стало ясно: возврата не будет. О ней, о ней, о не отпускавшей его сердце Каролине, а вовсе не о несчастной, растерянной дочери и ее душевных муках он и думал тогда, осенью 1864-го. И теперь сполна пожинает плоды собственного эгоизма.

Так и не поговорив о том, что снедало душу Козимы, отец и дочь расстались в Марселе. Лист отправился в Италию навестить Каролину, а Козима в Мюнхен, где ее ждали муж... и Рихард. Незадолго перед тем в жизни вечного скитальца Вагнера совершилась неожиданная и без преувеличения эпохальная перемена: вступивший на баварский престол король Людвиг II заявил о желании стать меценатом композитора и спонсором постановок его опер, предложив Вагнеру пригласить для этого в Мюнхен лучших музыкантов на его вкус.

Одним из первых летом 1864 года приглашение получил Ганс фон Бюлов, которому предложили место придворного капельмейстера с жалованьем в две тысячи флоринов, а в апреле 1865-го фрау фон Бюлов произвела на свет третью дочь, Изольду. Крестным девочки стал Рихард Вагнер, и слухи о том, что он и есть настоящий отец ребенка, немедленно поползли по всей Баварии.

«Куда ты идешь? <...> Все мертво для тебя, кроме одного человека, которому, как ты надеешься, ты нужна, только лишь потому что он говорит, что не может обойтись без тебя? Увы! Я предвижу, что очень скоро эта необходимость превратится в обременение, и, находясь в его власти, ты обязательно сама почувствуешь обиду и раздражение, вопреки тому, что он говорит сейчас. ...Смертельным ядом пропитана та основа, на которой вы стремитесь построить свое благополучие. <...> Ты легкомысленно растрачиваешь жизненно важные и святые силы своей души, упорствуя во грехе. Это разбивает мое сердце! <...> А как насчет ваших детей? Чему вы научите их?.. Смогут ли они понять, что следует называть зло добром, день — ночью, а горькую пищу — сладкой? Да, дочь моя, то, что ты собираешься сделать, есть зло перед Богом и людьми. Все мои убеждения и опыт протестуют против этого, и я прошу тебя... отказаться от своего рокового плана и опасных заблуждений и не приносить себя в жертву заклятому идолу...» — и сейчас, спустя столько лет, Лист помнил каждую фразу отчаянного письма, посланного Козиме в ноябре 1868 года. Письмо это, как он теперь ясно сознавал, возвело между ним и дочерью стену, которую Ференц тщетно пытается разрушить. Теперь он и сам не понимал, как могли выйти эти безжалостные строки из-под его пера, пера любящего отца, человека, который и сам так много и так трагически любил в своей жизни. Или его рукой в тот миг водила вовсе не забота о счастье дочери, а желание возвыситься в глазах новоявленных духовных отцов, а заодно и в глазах Каролины, все глубже погружавшейся в молитвы?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая