
К тому же считала своим долгом увековечить память Владимирова. Чтобы это сделать, взяла его фамилию. Помогла Эрне Александровне Крепс установить мемориальную доску. На фасаде «Ленсовета» повесить ее не разрешали: раньше чем через тридцать лет после смерти это позволено только почетным горожанам. Игорь Петрович, кстати, очень хотел получить этот статус, собирал документы. Он любил Питер, отказался переезжать в Москву, где ему предлагали возглавить один из театров. Но сегодня я даже рада, что доска висит внутри театра. Она из белоснежного мрамора — при питерской погоде он бы неизбежно посерел.
В кабинете Владимирова устроили музей. Без малого шесть лет назад туда вселился новый главный режиссер Юрий Николаевич Бутусов. Его предшественники отказывались, дескать, очень сильная энергетика. А Бутусов признается: «Игорь Петрович мне помогает. Ему нравился Мейерхольд, и мне нравится». Я не против — чтобы жизнь продолжалась, двери должны открываться. Что-то, конечно, в кабинете изменилось, но дух, как мне кажется, остался прежним. Помню, как однажды Игорь Петрович остановил репетицию и попросил принести из кабинета портрет Мейерхольда. Поставил его на режиссерский стол: «Вдохновляйтесь!»
С годами ко мне пришла востребованность. Видимо, надо было созреть, запастить терпением. Сегодня выхожу на сцену Театра имени Ленсовета в пяти спектаклях. Один, где играю Ольгу Книппер-Чехову, поставлен на камерной сцене — той самой, на которой когда-то мы репетировали «Двуглавого орла».
Игорю Петровичу нравилось, как я пою. Занялась вокалом всерьез и сделав только первый шаг, получила Гран-при на Всероссийском фестивале «Таланты и поклонники». Есть работы в Классическом театре, спектакль «Мысль» по Леониду Андрееву удалось сыграть в Театре комедии.
В этом году ездила в отпуск в родной Орел, где проводится Международный кинофестиваль «Отцы и дети». Теперь на нем будут вручать приз Игоря Владимирова. Меня попросили дать на это добро, я позвонила Варе. Мы согласились. Лауреату этой награды подарят книгу «Как нарисовать птицу» — Игорь Петрович надиктовал ее до нашего знакомства, но опубликовать удалось только после его кончины.
Замуж я больше не выходила. Не буду говорить, что после Владимирова все мужчины кажутся ниже ростом, это неправда. Просто не сложилось. А Игорь Петрович сыграл в моей судьбе главную роль: за те несколько лет, что мы прожили вместе с ним, я очень выросла — по жизни, по уму, по душе. Мужа нет уже почти двадцать лет. Время не только лечит, оно и учит. Оттого стараюсь никого не судить и ни перед кем не оправдываюсь.