Лариса Малеванная: «Товстоногов говорил, что в БДТ нет звезд, поскольку все звезды»

Зрители ее любят, считают своей. Женщины сложной судьбы, которых Лариса Ивановна так пронзительно...
Марина Порк
|
12 августа 2023
Лариса Малеванная
Лариса Малеванная в фильме «Анкор, еще анкор!», 1992 год
Фото: Киностудия «Круг»

Когда, окончив институт,
Себе работу я искала,
Во глубину сибирских руд
Уже проложен был маршрут.
Ну что ж, начало так начало!
Театрик наш имел успех,
Был рад принять буквально всех,
Держал открытыми он двери.
И тех, что грелись у костра,
Учила «Старшая сестра»
Любить, надеяться и верить.
Но как забыть про Ленинград?
Домой вернуться каждый рад.
Зовут родные: «Возвращайтесь!»
...Аншлаг в «Ленкоме». Плачет зал.
Как прав Володин! Он сказал:
«С любимыми не расставайтесь!»

В этот вечер я в последний раз видела его живым.

Товстоногов. Предлагал сам кроить «костюмчик» роли

Когда я появилась в БДТ, отношение ко мне Георгия Александровича было заинтересованным и бережным. Только сейчас я оценила это в полной мере. А когда начались репетиции «Тихого Дона», он вообще проявил по отношению ко мне невероятное для его южного темперамента и его крутого нрава терпение.

В роли Натальи я не видела ничего сложного для себя. С детства знакомый мне южный говор — так приятно было к нему вернуться, вспомнить. Да и характер знакомый. Такими терпеливыми и кроткими, безропотно сносящими любые тяготы жизни ради детей, семьи — самой большой ценности для каждой южной женщины, — были моя мама, тетки, соседки. Радовали и знакомые по моему деревенскому прошлому предметы быта, такие как деревянные рубель (деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья) и качалка для глажки белья, появившиеся уже на первых репетициях. На качалку-валик наматывалось белье и резкими движениями ребристой тяжелой досочки с ручкой придавливалось и перекатывалось. Знакомая с детства процедура доставляла мне удовольствие, когда я гладила рубашку своему мужу Григорию Мелехову — Олегу Борисову. Как мне казалось, все у меня получалось достоверно и органично. Слегка настораживало, что Товстоногов почти не делал мне замечаний, хотя с другими актерами выстраивал сцены жестко, требовал «крупных» оценок, настаивал на масштабности, исключительности событий, не допускающей обыденного правдоподобия. Говорил, что Григорий Мелехов — казачий Гамлет и его история не менее значительна и трагична, чем история принца Датского. Революция разорвала пополам душу этого человека, прошла по ней водоразделом. Я впитывала много ценного, наблюдая с моими партнерами за работой Мастера, но чужой опыт, как известно, скользит по поверхности глаз и ушей, только свой собственный проникает внутрь.

Как-то после одной из сценических репетиций Георгий Александрович, как всегда, попросил актеров собраться в зале для того, чтобы высказать замечания. После обсуждения он всех отпустил, а меня задержал знаменитой фразой Мюллера Штирлицу из «Семнадцати мгновений весны»: «А вас, Лариса, я попрошу остаться». Разговор был неожиданным и просто меня ошеломил. Георгий Александрович сказал примерно следующее: спектакль сложился и будет теперь расти. «Единственный человек, у которого ничего пока что не получается, это вы, Лариса. Ваша Наталья — никакая», — припечатал Мастер. А поскольку я пока еще новый человек в театре, он меня пощадил и решил обсудить с глазу на глаз, почему я так плохо играю.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая