Лариса Малеванная: «Товстоногов говорил, что в БДТ нет звезд, поскольку все звезды»

Зрители ее любят, считают своей. Женщины сложной судьбы, которых Лариса Ивановна так пронзительно...
Марина Порк
|
12 августа 2023
Лариса Малеванная
«В нашем спектакле пугало чиновников другое. Спектакль проявлял ничтожность и абсурдность нашего бытия, в котором люди всего лишь колесики и винтики. Фантики! Фантиками легче управлять, им не нужна свобода». Лариса Малеванная в пьесе «С любимыми не расставайтесь», 1971 год
Фото: из архива Л. Малеванной

Мне достался «король» Володин. Я побила им другого «короля». Вряд ли была остроумна, но защищала свой ход очень искренне.

Критиков мы не любили за то, что они травили Эфроса и Любимова, нападали на Товстоногова и на «Современник». Они, конечно же, были обозначены у нас как «шестерки», и мы их били с удовольствием и без объяснений.

Через несколько лет в Красноярском театре юного зрителя я сыграла свою первую роль, Надю Резаеву в «Старшей сестре». Однажды получила телеграмму с «Мосфильма» с приглашением на кинопробы: роль Нади, «Старшая сестра», сценарий Володина. Это было странно. В Москве меня никто не знал. Володин! Александр. Защитник. Это была его инициатива.

Я ударилась в панику. Ехать не в чем, нет пальто, не говоря уж об остальном. Нет денег на билет. Художник по костюмам дала свое пальто «напрокат», даже шапку и сумку, денег на билет достали. Когда в гримерке театра наряжали меня во все чужое, хохотали до слез. Мои коллеги шутя грозились:

— Только попробуй не пройди на роль! Мы тебя встретим в аэропорту, все свое с тебя посрываем на глазах у публики.

— Девочки, ничего не выйдет, там пробуются такие знаменитые артистки.

По дороге домой зашли с мужем Геной Опорковым на почту дать телеграмму на «Мосфильм». «Не знаю, что писать... Не полечу! Боюсь», — сказала я. Гена взял у меня ручку и бланк, написал: «На кинопробы прилететь не могу. Боюсь Дорониной». Опять стали хохотать. Как много мы смеялись в молодости!

С Володиным мы встретились очень ненадолго в комнатке киногруппы, где было людно, шумно и накурено, как всегда в кино. О чем говорили — не помню. Как прошли пробы — не помню. Шок. Ужас. Володина я подвела.

А дальше — Ленинград. «Ленком». Геннадий Опорков принес как-то повесть Володина «С любимыми не расставайтесь». Сказал, что хочет ставить спектакль, но сам автор очень критически относится к своему произведению, считает, что сделать пьесу из этой маленькой вещицы невозможно, что это скорее материал для телевидения. Я прочла. Очень интересно. Как всегда у Володина, слов немного, а за словами — простор для мысли, для чувств, для воображения.

Начались репетиции. Володин писал пьесу по своей повести, мы тут же брали в работу готовые сцены. Иногда ощущали — не хватает текста. Например, в сцене, где к Кате и Мите приходит женщина по объявлению о размене. Эту сцену Володин написал по своему рассказу «Перегородка». Сцена начиналась сразу с прихода женщины, но режиссеру хотелось, чтобы вначале зрители увидели, как Митя и Катя после недавнего развода ищут новый способ общения, продолжая жить в одной квартире. Мы с Львом Бриллиантовым играли этюды, сочиняли текст. Кажется, ничего интересного не получилось. А вскоре Опорков принес от Володина крошечную сценку, где было все что нужно.

Митя долго и неумело завязывал галстук перед зеркалом, Катя с усмешкой наблюдала за ним и жевала булку, потом подходила к бывшему мужу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая