Лариса Малеванная: «Товстоногов говорил, что в БДТ нет звезд, поскольку все звезды»

Зрители ее любят, считают своей. Женщины сложной судьбы, которых Лариса Ивановна так пронзительно...
Марина Порк
|
12 августа 2023
Лариса Малеванная и Андрей Толубеев
Лариса Малеванная и Андрей Толубеев в спектакле «Оптимистическая трагедия», БДТ, 1981 год
Фото: Б.Н. Стукалов/БДТ имени Г.А. Товстоногова
Лариса Малеванная и Андрей Толубеев
Лариса Малеванная и Андрей Толубеев в спектакле «Последние», БДТ, 1994 год
Фото: Б.Н. Стукалов/БДТ имени Г.А. Товстоногова

Катя: Давай завяжу. Куда собрался?

Митя: А тебе не все равно?

Катя: Все равно. (Завязала галстук и отошла, откусила кусок булки.)

Митя: А ты что это, сухую булку жуешь? Возьми у меня, там масло и колбаса остались.

Катя: Зачем? Я могу сама сходить в гастроном.

Митя: Зачем ходить, когда все есть! Смешно.

Катя: Да, смешно. (Стук в дверь.)

Вообще, в работе над спектаклем было много мелких стычек всех со всеми. Артистам не нравилось, что мало выписано ролей, в основном все играют лишь маленькие эпизоды, а больше заняты в общей массе. Геннадию часто не нравилось, как я репетирую (я была не очень свободна в новом театре), и он начинал, как мне тогда казалось, просто придираться ко мне. Володин тоже часто бывал недоволен. Иногда, поспорив о чем-то с Опорковым, уходил с репетиции. На сцену огромного помещения «Ленкома» из зала долетали только отдельные клочки напряженного диалога режиссера с автором и стук захлопнувшейся за Володиным двери. Общественное мнение в театре предсказывало провал спектакля, и за пределы «Ленкома» улетали мрачные прогнозы.

Но были и упоительные по атмосфере репетиции, после которых не хотелось расходиться. Они были и в начале работы и особенно в конце, когда уже стало ясно, что спектакль будет.

Как-то удивительно ладно и без видимого напряжения сделала свою работу художник Ирина Бируля, замечательно распорядившись нешуточным пространством сцены, которая у нее постепенно суживалась до небольшой черной дыры в глубине: то ли дверь, то ли лаз, то ли путь в небытие...

А музыка Валерия Гаврилина, появившись на сценических репетициях, сразу приподняла всю нашу затею, придав ей поэтичность и обобщенность. Замечательный Семен Гошмер своим соло на трубе заставлял волноваться даже совсем очерствевшие души.

За несколько дней до премьеры наши руководители, директор и режиссер, рискнули и перед одной из генеральных репетиций просто открыли дверь театра, приглашая всех желающих. Кто-то из актеров быстро сориентировался, позвонил знакомым, чтобы пришли. Кто-то не успел. Пускали всех, кто заглядывал, случайно проходя мимо. Набралась небольшая кучка народу.

Спектакль был коротким. Тем более что за несколько дней до генеральных репетиций Опорков убрал одну из лучших сцен — встречу Мити с соперником, Хомяком, которую блестяще играли Петр Горин и Лев Бриллиантов (Роман Громадский вошел в спектакль позже). Замечательно выстроенная режиссерски, нелепая, смешная потасовка.

Режиссер сказал, что она уводит в сторону, отвлекает от главного. Я расстроилась, мне так нравилась эта сцена! Кажется, Володин тоже огорчился.

Не помню, был он на этой репетиции со случайными зрителями, которые небольшой горсткой сидели в зале театра, но спектакль родился именно в этот день. Конечно же, присутствие зрителя повышает тонус, и все артисты были на высоте. Но уже до этого было ясно, что замечательно играет Инна Слободская «Женщину с перегородкой», очень выразительна Зоя Соколова в роли Судьи, хороши и трогательный Юра Хохликов, и ироничная Наташа Дмитриева, и нежная Саша Отморская, и многие из тех, кто поначалу не очень хотел и не очень верил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая