Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего»

«Что это такое, «Современник», я понятия не имел... Стою на вахте служебного входа и жду, пока все...
Ирина Зайчик
|
12 мая 2023
Николай Коляда и Сергей Маковецкий
Николай Коляда и Сергей Маковецкий, 1997 год
Фото: из архива Н. Коляды

— Вас так много связывает с Москвой, вы можете сказать, что это ваша вторая родина?

— Правду сказать, я не очень люблю Москву. Иногда хочется закрыть глаза и представить, что ты дома. Я играю Кису Воробьянинова в спектакле «Двенадцать стульев», там есть очень точные слова про Москву, и москвичи всегда смеются над ними. Киса с Лизой Калачовой гуляют, и он ей говорит: «А все-таки, Елизавета Петровна, согласитесь, что Париж лучше, потому что Москва, вот как ни крути, остается бессистемно распланированной деревней». Как-то везли меня на Шаболовку к Шуховской башне сниматься в новостях. Москва из окна автомобиля такая красивая, сияет, светится вся. А шофер едет и ругается: «Повесили гирлянд, безвкусица, отвратительно, ужасно!» А я молчу, но про себя думаю: «А мне нравится, ну и что, что безвкусица. Главное — светло, красиво, ощущение праздника».

Как вспомнишь 90-е годы, когда Москва была погружена в темноту! Вдоль Тверской бабушки стояли, разложив на тротуаре трусы, носки, бутылки водки.

В это время я был в Штутгарте на стипендии в Академии актерской школы. В местном театре ставили пьесу Чехова «Три сестры» на немецком языке. Актеры, узнав, что приехал русский драматург, позвали меня проконсультировать, как русские песни петь, как правильно говорить. И вот я пришел на репетицию в этот штутгартский театр. Богатые немецкие артистки читают пьесу по-немецки. И вот доходят до слов: «В Москву, в Москву, в Москву...» А по-немецки это звучит так: «Нах Москоу! Нах Москоу! Нах Москоу!» — и все начинают смеяться, потому что по телевизору каждый день показывают, какой ужас и кошмар творится в России. Какой дурак захотел бы поехать в Москву? Мне было так обидно это все слышать и видеть!

Москва все-таки — это не дома, не улицы, не мостовые, а прежде всего люди. А люди, к сожалению, здесь меняются. Испортил всех не квартирный вопрос, а ипотека, потому что кому ни глянешь в глаза — одни доллары, и все думают: а будешь ли ты мне полезен, нужен ли ты мне или нет? Особенно это видно в театральной среде.

Помню, как говорил Виталий Вульф на банкете после премьеры: «Сейчас выпью и буду лгать, что это гениально, грандиозно!» Все лгут, и лгут, и лгут. «Театральный роман» Булгакова по-прежнему актуален.

— Но это театральная тусовка, зато вас любят московские зрители!

— Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего. Люди, которые приходят на наши спектакли в театральный центр «На Страстном», помогают чем могут, потому что знают: это частный театр, привезти из Екатеринбурга 34 спектакля стоит огромных денег. Ни один театр из провинции не может себе позволить такой роскоши.

А еще они знают, что если не купят билеты, то я не приеду, потому что мы живем благодаря этому. И потому я стою и подписываю перед каждым спектаклем программки и свои книги, кланяюсь каждому, и кланяюсь абсолютно искренне, потому что люди купили билеты.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая