Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего»

«Что это такое, «Современник», я понятия не имел... Стою на вахте служебного входа и жду, пока все...
Ирина Зайчик
|
12 мая 2023
Николай Коляда и Валентина Талызина
«Как-то в разговоре я спросил Валентину Илларионовну Талызину, мою подружку: «Почему вы так любите переодеваться в разные красивые костюмы на сцене?» Она ответила: «Коля, это не я, а публика любит, когда я меняю наряды. Когда актриса выходит то в одном, то в другом платье, зрители восхищаются: «Боже, какая красавица!» Николай Коляда и Валентина Талызина, 1997 год
Фото: из архива Н. Коляды

Каждый вечер перед спектаклем в фойе я встречаю зрителей. Это удивительно, сколько любви, сколько слов благодарности! Мне приносят какие-то старые рубашки, однажды притащили робот-пылесос, а еще нам подарили штук тридцать банок заготовок трехлитровых — помидоры, огурцы. У нас же машина грузовая, мы все отвозим домой, это же домашнее. В хозяйстве все сгодится. Актерам дарят цветы, пирожные, вино, коньяк. Я же не прошу этих людей, не говорю, что умираю с голоду, они просто хотят выразить свою поддержку театру, благодарность актерам.

Как-то перед спектаклем пришла подружка, вернее, моя старая поклонница. Сует конверт. Я руками машу, мол, не надо. Я уже понял, что там. Она говорит: «Надо!» Ну, не буду же я отказываться. Там 2000 рублей. Спасибо большое. Сейчас у нас как-то получше с финансами стало. А три года назад я стоял здесь, в фойе, с перекошенным лицом, потому что нечем было платить суточные работникам театра. Ко мне подходили люди, давали конверты. Понимал, что они дают для театра, не для меня же. А один мужчина протянул конверт со 100 тысячами рублей. Я уже собрался зарыдать, но он мне сказал: «Тихо, деньги любят тишину». Я даже не знаю имени этого человека, как ангел, пришел, дал деньги: «На, тебе же надо».

Я всегда говорю, дело не в сумме, а в том, что эти люди на белом свете есть, они придут и помогут. Вот в чем дело, и это удивительно. Меня не покидает ощущение какой-то большой семьи. Ко мне подходят, здороваются, как давние знакомые:

— Вы меня не помните?

Ну разве всех упомнишь? Но я стараюсь никого не обидеть:

— Как вас зовут, Вера? А, Наташа! Точно, извините. Добра и здоровья!

И все время слышу в ответ:

— Спасибо, что вы приехали, мы так ждали, так скучали!

Столько приятных слов!

— А бывают ли на ваших спектаклях коллеги?

— Вы знаете, я специально коллег не приглашаю, если захотят посмотреть спектакль, буду рад. К нам Евгений Миронов приходил на детский спектакль, заходил, когда был еще жив, Николай Губенко, приходили Ахеджакова, Максакова, Шифрин, Каменькович. Да все перебывали здесь. Всем, кто приходил, я очень благодарен. Захотят посмотреть что-то — посадим в первый ряд. Но так, чтобы специально зазывать известных актеров ради того, чтобы вот, мол, сказать: «Глядите, звезда к нам пришла!» — то нет.

Я помню, как-то мы с Волчек пошли на спектакль, номинированный на «Золотую маску». Идем по фойе, Галина Борисовна держит меня за руку. Я вижу: один критик злобно смотрит на нас, другой критик, третий... Ее не любили из-за того, что она всех посылала. И она мне говорит тихо так: «Колька, я тут как в Чечне». Мол, кругом враги.

Волчек никогда не выдвигали ни на какие театральные премии, хотя ее зрители знали и любили. Галина Борисовна всегда говорила: «Мне наплевать на критиков». Золотые слова! Вот и мне наплевать на чье-то одобрение, мне надо, чтобы каждый вечер был полный зал. Все, больше ничего. Она меня этому и научила: главное, чтобы была публика, чтобы касса была полная, потому что ты должен помнить о том, чтобы артисты получали зарплату. И главное, она учила меня, как себя вести как директору театра или художественному руководителю. Во-первых, никто ничего не должен знать про твои финансовые проблемы — сколько театр зарабатывает, это не ваше дело. И второе — все должны очень бояться худрука. Когда Волчек входила в театр, все тут же от страха бежали врассыпную, как тараканы: «А-а-а-а!» Только эхо по театру: «Пришла, пришла, пришла».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая