Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего»

«Что это такое, «Современник», я понятия не имел... Стою на вахте служебного входа и жду, пока все...
Ирина Зайчик
|
12 мая 2023
Елена Яковлева, Сергей Гармаш, Нина Дорошина
Елена Яковлева, Сергей Гармаш, Нина Дорошина в спектакле «Мурлин Мурло», «Современник», 1990 год
Фото: Александр Иванишин/архив театра «Современник»

В 1989-м я окончил Литинститут, а за полгода до окончания произошло некое событие.

С 1985-го по 1987-й я работал литсотрудником в газете «Калининец» на секретном заводе имени Калинина. А в 1987 году, когда пошли деньги за публикации, просто забрал трудовую книжку и стал жить на гонорары. Денег стало так много, что я решил: а почему бы мне мир не посмотреть?

А тогда поездки за границу были групповыми и только от Союза театральных деятелей. Туристам выдавали только по шесть долларов на всю поездку, а это на две недели. Но мы всегда с собой брали какие-то вещи на обмен. Вот сейчас думаешь: Господи, какое это было унижение! Тогда это называлось «ченчевать» — от слова «ченч», что значит менять. То есть ты берешь матрешку или бутылку водки, приходишь с этим добром в какой-нибудь магазин и просишь: «Дайте мне вот этот сувенирчик». Например, в Турции на две бутылки водки можно было выменять куртку, сшитую из кусочков, правда она на третий день расползалась по швам. Но зато из-за границы ты приезжал с какими-то подарками. Помню, в самолете нам раздавали красные жестяные баночки кока-колы. Мы ее прятали в сумку, всю дорогу возили с собой, зато потом кому-нибудь преподносили в качестве презента. Господи, зачем нужна была нам эта кока-кола, эта жвачка?

Мне очень хотелось жизнь за границей посмотреть. Поездка, скажем, стоила 300 рублей, а я в месяц получал полторы-две тысячи, куда мне было их девать? Помню, поехал я в Германию в 1992 году. У меня на сберкнижке лежало 120 тысяч рублей, это как сейчас 120 миллионов. Я думал, этой суммы мне хватит на всю оставшуюся жизнь. Но не тут-то было! Когда вернулся, эти 120 тысяч превратились в пыль. Находясь в Германии, я не мог ничего со своим счетом сделать. Одним словом, деньги сгорели...

В 1989 году в наш Союз театральных деятелей пришла разнарядка, мол, набирается группа на поездку Сингапур — Малайзия — Филиппины. За путевку надо было заплатить 500 рублей. Ни у кого таких денег не было. А я оплатил этот вояж. Летела из Москвы большая группа — 30 человек. Мне сказали: «Вас повезут в аэропорт Шереметьево на автобусе от служебного входа в «Современник». И дали адрес.

Что это такое, «Современник», я понятия не имел. Стою на вахте служебного входа и жду, когда все соберутся. Вдруг вбегает маленькая Лия Ахеджакова. Для меня Ахеджакова — это как Господь Бог спустился с небес или ангел. А когда в автобус нас пригласили, я совсем голову потерял. Там сидят одни звезды: Крылова Людмила, Людмила Иванова, Игорь Кваша, Виталий Вульф, Лия Ахеджакова, Лилия Толмачева, Табаков Антоша, сын Олега Павловича. Вот так выяснилось, что еду я с театром «Современник».

Я скромно стою в сторонке. Вдруг слышу, что какая-то Волчиха едет в аэропорт на машине. Оказывается, так актеры называли между собой художественного руководителя театра Галину Волчек. В аэропорту она со всеми тепло здоровается и мне кивает: «Здравствуйте», я отвечаю: «Здрасте, здрасте». Потом мне сказали, что Галина Борисовна сразу заподозрила, что это какой-то кагэбэшник, приставленный за ними наблюдать. Выглядел я представительно: в белом плаще, да еще и с бородой.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая