Иван Агапов: «Какое же это было счастье играть с Леоновым, застать живую Пельтцер, принимать участие в авантюрах Абдулова»

«Повисла неловкая пауза, я — студент четвертого курса, Марк Анатольевич — худрук «Ленкома». Захаров...
Марина Порк
|
15 Декабря 2023
Александр Збруев, Наталья Щукина, Иван Агапов
«Актеры, которые долго работали с Захаровым, прекрасно понимали, в каком он настроении, как к кому относится, чего хочет». Александр Збруев, Наталья Щукина, Иван Агапов в спектакле «Ва-банк», театр «Ленком Марка Захарова», 2010 год
Фото: из архива И. Агапова

Судьба этого актера замечательно сложилась в другом театре, а к нам он так и не пришел.

— С кем из знаковых для «Ленкома» людей у вас сложились хорошие отношения?

— Когда я пришел в театр на репетицию, Захаров распорядился: «Дайте текст Ивану Валерьевичу». Мне дали текст, а первая сцена в «Поминальной молитве» у Перчика с Леоновым. Мы оба вышли на сцену, и я чуть не умер от страха, но видать что-то убедительно сыграл. В молодости переживал: а вдруг известность не придет, денег не будет и вообще всю жизнь проведу в массовках! А с годами понял: Господи, какое же это было счастье играть в спектаклях с Леоновым, застать живую Татьяну Ивановну Пельтцер, выпивать с Всеволодом Дмитриевичем Ларионовым, колобродить по ночной Москве, да и вообще принимать участие в авантюрах Александра Гавриловича Абдулова.

— Что за авантюры?

— Спектакль «Бременские музыканты» Абдулов выкупил у театра и катал его по стране. Я играл ведущего Шута, с Александром Гавриловичем мы объездили все страны и континенты. Это называется «сколько сыграно, сколько выпито»! Он потом и фильм снял, пообещав: «Ванька, ты будешь играть свою роль». Но потом забрал ее себе, а мне досталась роль маленького охранника. Жора Мартиросян играл большого охранника, а я маленького. С удовольствием это вспоминаю. У Александра Гавриловича была куча всяких идей, он мог сказать: «Так, все, поехали сниматься, я тебе сцену придумал». Я интересуюсь куда. В Москве жара, все в шортах, в майках, у меня с собой нет ни денег, ни паспорта. Он командует: «Ерунда, едем». Сели в «Красную стрелу», мне достали место в СВ. Приехали в Питер, а там девять градусов, на нас смотрели как на городских сумасшедших, вокруг люди кутаются в теплую одежду, дождь идет. Мы сняли сцену и вернулись в Москву. Абдулов был легок на подъем, у него в день рождалось 118 планов, правда, если два из них воплощались, это было хорошо, потрясающе, гениально.

Опыт — это не только то, что дает успех, радость и признание. Благодаря «Ленкому» мне повезло общаться и работать с большим числом выдающихся режиссеров.

— Пришло время поговорить о них, поскольку в вашем послужном списке Эймунтас Някрошюс, Константин Богомолов, Деклан Доннеллан, Виктор Шамиров. Как с ними работалось?

— Прекрасно. Някрошюса кто-то прозвал мрачным литовским гением. Он был немногословен, но при всем при том оставался учеником Гончарова. Собираясь ставить «Вишневый сад», отсматривал всю актерскую Москву. Завлит «Ленкома» Юлия Владимировна Косарева посоветовала:

— Сходи к Някрошюсу.

— Где я, а где Някрошюс?

— Сходи.

Пришел, Эймунтас спросил:

— Вы у Гончарова учились?

Я говорю:

— Да.

И мы стали вспоминать Андрея Александровича. Он спросил:

— Если бы не я, а Марк Анатольевич «Вишневый сад» ставил, какую бы дал вам роль?

— Конечно, Епиходова.

— Почему?

— Мне так кажется.

Някрошюс долго пытался бороться со стереотипами, но в результате утвердил меня на Епиходова.

Еще в институте я написал шутейный трактат о режиссерах. Те, кто учился на курсе на режиссеров, ставили свои опыты на нас как на мышах. Режиссеры подразделялись у меня на подвиды как насекомые или животные: были те, которые мешают актерам играть, которые не мешают и не помогают и которые помогают. Последних набиралось меньше всего, называл их вымирающим видом. Захаров помогал. У меня складывалось ощущение, что внутри он проигрывал все роли, правда, не по Станиславскому. Там актер может рассказать всю биографию героя, чем занималась его прабабка, какие у него болезни, но это совершенно не помогает играть. А Марку Анатольевичу достаточно было бросить какую-то фразу, любимой была: «Посмотрите на надпись «выход» над амфитеатром, и чтобы глаза поголубели, и музыка заиграла» — и не требовалось больше ничего объяснять. Как-то раз в институте репетировали отрывок, Захаров предложил:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая