Как быть дальше? Терять год не хотелось, и мама настояла — спасибо ей большое, — чтобы я поступала в РГГУ. Сдала экзамены и стала учиться на отделении истории и теории театра и кино. На первом же занятии в аудиторию вошла... Дунаева! По идее, я должна была испытывать к ней неприязнь — она же срезала меня в «Щуке»! Но Елена Александровна, которая вела у нас зарубежный театр, оказалась педагогом строгим, никого не выделявшим, женщиной восхитительной, и в результате я ее очень полюбила. И вообще университет открыл новый мир, мне нравилось учиться, постоянно узнавать что-то новое, с упоением проглатывать внушительные академические фолианты. Выучила два языка — французский и испанский.
РГГУ сотрудничал с иностранными школами, мы с подружками подали заявки и отправились в Париж. Остановились в общежитии «Сите юниверситер». Каждый день ходили на занятия. Потом переехали в Ниццу и две недели провели на море. Вернувшись в Россию, продолжила заниматься французским самостоятельно. Позже снова поехала в Париж, но уже одна, что поначалу обернулось довольно тяжелым испытанием. В острой форме вдруг дало о себе знать прежде неизведанное чувство ностальгии. Шла по улицам, повсюду слышала речь русских туристов, и от этого еще сильнее хотелось домой, к родным! Но поставив цель освоить язык в совершенстве и получить сертификат, терпела. А со временем даже обнаружила в парижском одиночестве преимущества: тишина в комнате, где никого кроме тебя нет, отсутствие непринужденной болтовни с подружками и каких-то необязательных встреч волей-неволей заставляют работать на результат. Я читала книги и смотрела фильмы, облазила все музеи, вдоль и поперек обошла город, слушая разговоры прохожих, и таким образом изучала людей и культуру страны. Это был серьезный внутренний рост.
А когда снова вернулась в Россию, поняла, что мечта об актерской профессии никуда не делась и пора предпринять усилия для ее осуществления. Вместе с тем твердо решила довести до конца уже начатое дело. В РГГУ сдала все экзамены и зачеты, а вот защитить диплом с первого раза не получилось. Писала работу про биомеханику Всеволода Мейерхольда, перелопатила массу информации, а в итоге поняла, что открыть здесь что-то новое невозможно. И вместо серьезной работы получилась краткая выжимка из биографии режиссера-реформатора. Для меня такой результат был неприемлемым, поэтому решила отложить защиту на год. Моя новая дипломная работа была посвящена сравнительному анализу двух спектаклей по «Вишневому саду» — Джорджо Стрелера и Люка Персиваля. Я пыталась понять, что же лучше — устоявшиеся классические приемы первого или современная трактовка второго? И на этот раз текст, кажется, получился достойным. Мне было интересно писать, пытаясь не только понять творчество постановщиков, но и докопаться до глубин чеховской драматургии. Читала его пьесы и думала: это про меня. Почему так выходит? Казалось бы, Антон Павлович рассказывает простые истории, но в них так много внутренней боли и глубины переживаний, что пьесу невозможно не поставить в очередной, пусть и тысячный раз.