Александр Домогаров: «Да, я сложный. Не конфета в золотой обертке»

Я не уходил. Был взят творческий отпуск длиной в полгода, на то существовали очень веские причины....
Александр Домогаров
После какого-то количества моих посещений психотерапевта сказал: «Не понимаю, либо вы меня лечите, либо я вас лечу, но, скорее, я вас»
Фото: Филипп Гончаров

В том театре, в который я пришел в 1995 году, тебя на служебном входе встречала пожилая женщина, которая говорила: «Здравствуйте, Саша» или «Здравствуйте, Александр Юрьевич, вот ваш ключик». Они, эти тетушки, знали всех артистов, знали всех работников, откладывали почту, которая приходила на твое имя... Сегодня на этом месте контрольно-пропускной пункт, взрослый суровый мужчина в черном костюме, у которого еще и кнопка от турникета, который теперь стоит перед входом, как на режимном объекте, и этот человек вправе открыть тебе проход или нет: «Вы куда? А как ваша фамилия? Какой вам ключ нужен?» Это точно уже не дом. Дом — это когда тебя знают и когда ты знаешь соседей. Театр Моссовета перестал быть таковым. Вроде там те же люди, только теперь у них другие глаза, они по-другому общаются, здороваются. Заметил на спектакле, что в коридоре какие-то актуальные темы артисты стали обсуждать, понизив голос, почти шепотом, как будто боятся, что их услышат... Неприятно. Раньше говорили громко — по гримеркам не прятались и не шептались. Другой театр, совсем не тот, в который я пришел.

Думал, роман с театром закончиться не может. А оказывается, ошибался! Может быть и иначе. Двадцать семь лет отдал, а тебя отрезали, хотя ты народный, у тебя своя публика, ты что-то сделал в этом мире. Это все сейчас не работает.

— Вы к таким обстоятельствам относитесь философски или переживаете?

— Переживаю философски. (Улыбается.) Я жалею. Жалею, что эту ситуацию вряд ли уже можно изменить и нужно мириться с тем, что это надолго, если не навсегда.

— Почему же тогда вы говорите, что до конца останетесь в Театре Моссовета?

— Потому что так решил. Могу играть на разных площадках, есть приглашения разные, но останусь в Театре Моссовета. Хочу увидеть, к чему этот развал приведет, хочу быть свидетелем...

В ожидании мне есть чем занять себя — начинается новая «болезнь», «Маскарад». Будем углубляться в мир Лермонтова и Пушкина. Уже сейчас начинаем откапывать там «демоновское» начало — и искать Пушкина у Лермонтова, Лермонтова в Пушкине.

— Вы уже в церкви получили благословение? Вы же туда ходите перед тем, как приступить к сложной роли.

— Пока не ходил. Просил благословения на Джекила и Ричарда. Там и там многократно звучит: дьявол, дьявол. Здесь такого нет, но что-то потустороннее, безусловно, есть. Поэтому скоро схожу к батюшке.

— Как у вас происходит погружение в роль? Вы что-то выписываете?

— Выписываю, подчеркиваю, выношу за скобки, помещаю в скобки, мараю бумагу.

— Процесс поиска — это для вас удовольствие?

— Да! Я очень люблю это. Очень! Когда ты этот замочек начинаешь расковыривать и открывать, это самое прекрасное. Сейчас идет поиск мотивации у будущего Арбенина. Она вроде бы понятна, но это только кажется. Передо мной чистый лист. Даже знаю заранее, что скажу режиссеру: «Слушай, не знаю, как это читать...» И хотя ты в профессии 30 лет, слова не цепляются друг за друга, они тебе чужие, руки висят как плети, ноги неправильно ходят. Но постепенно руки и ноги на место встают и слова начинают звучать более органично. Что-то находится, начинает получаться. Так рождается роль, но это долгий и кропотливый труд.

— Как управлять своим организмом, своей энергией? Мне вообще кажется, что искусство — картины, книги, музыка, кино и тем более театр — это про энергию.

— Так и есть. Мы недавно сидели дома, смотрели картины, и я сказал: «Смотри, какая энергичная картина». Она как будто разговаривала с нами своими красками, своими тенями, оттенками...

Конечно, театр не может быть неэнергетичным. И энергия не в крике, не в резких вставаниях, подъемах и падениях, а в собранности твоего внутреннего механизма и в его энергоемкости. Ты выстреливаешь в тысячный зал и должен его пробить через 15—20 минут после начала. Всегда есть этот момент разгона на энергетическое подавление зрительного зала. Потому что в зал приходят люди со своими интересами, ссорами, радостями, печалями. Они садятся в кресло со своей жизнью, и хорошо, если их удается из этой жизни выдернуть, увлечь и заставить идти за собой...

— Но как?

— Есть способы. Если коротко — это энергетический выплеск в зал. Даже если разбирать Ричарда, его первый монолог длится минуты четыре, и за это время ты должен рассказать историю и заставить людей несколько по-другому на тебя посмотреть. Первые минуты — физически это очень тяжело, я весь мокрый, потому что начинаю энергию вдавливать в зрительный зал. А когда прошли эти первые минуты и тебе что-то из этого удалось, потом уже легче: зал по-другому дышит, слушает. И может быть, уже не увидишь у людей горящий экран телефона перед лицом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая