Александр Домогаров: «Да, я сложный. Не конфета в золотой обертке»

Я не уходил. Был взят творческий отпуск длиной в полгода, на то существовали очень веские причины....
Александр Домогаров
Фото: Филипп Гончаров

— Что вас там держит так много лет? Вы же в прошлом году оттуда уходили, а потом вернулись.

— Нет, я не уходил. Был взят творческий отпуск длиной в полгода, на это существовали очень веские и определенные причины. Так что из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти, хотя перспектив при нынешнем руководстве ноль, и я прекрасно отдаю себе в этом отчет. Нынешний театр, который находится в помещении Театра Моссовета, не заинтересован в таком артисте в своей труппе.

— Каким был Театр Моссовета, когда вы в него пришли, и какой он сейчас?

— Сейчас и тогда — это два совершенно разных театра, их нельзя сравнивать! Раньше это был очень крепкий, в чем-то даже буржуазный (простите за это слово) московский академический театр, который, может быть, по нынешним меркам не очень «громкий и модный», но стабильный и очень репутационный. Мне это очень нравилось. Нравилась сцена, особая внутренняя театральная, свойственная именно этому театру располагающая атмосфера, ощущение своеобразного дома.

Меня сразу определили в грим-уборную не на пятом этаже, где находятся молодые артисты, а на престижном третьем, ближе к сцене, где сидят артисты со званиями, в гримерку к моему педагогу, где до сих пор и нахожусь. Она маленькая, но для меня очень уютная — на два зеркала, три стула с диванчиком. Это только наша гримерка, туда мало кого пускают посторонних, когда иногда играют другие театры.

Тогда, в 1995 году, когда перешел в Моссовет, на третьем этаже особенно ярко ощущался какой-то свой, только ему присущий «запах театра» — там серьезные люди ходили. Начиналось все задолго до спектакля. Приходил Георгий Степанович Жженов (мы вместе играли спектакль «Он пришел»), человек-легенда, начинал что-то просто рассказывать, а ты рядом и понимаешь, что за личность, что за глыба сидит возле тебя на маленьком театральном диванчике в коридоре... Приходил Геннадий Бортников, которого в свое время, по легенде, парижане на руках выносили из театра, когда театр был на гастролях во Франции. Появлялся Георгий Тараторкин... Мастера! И ты находишься с ними в одном пространстве, ты допущен. Входил дядя Коля Лебедев, трижды бежавший из концлагеря. Ты же понимаешь, это человек-легенда. И вот легенда тебе говорит: «Привет, Сашка», — и к себе в гримерку. Приятно? Приятно. Когда тебе руку дают, приятно. И ты находишься с ними в одном пространстве, ты приближен, ты свой! Сейчас этих столпов уже нет, остались только бронзовые таблички с их фамилиями перед грим-уборными, где они сидели. Сейчас в коридоре сидит молодежь, новые люди, новые артисты — их в последнее время очень много стало в театре, которые могут с тобой и не поздороваться. Кивнет головой — вот и все приветствие. Такой стал нынешний Театр Моссовета.

Я специально избегаю разбора творческой составляющей сегодняшнего Театра Моссовета, поскольку считаю, что в последние годы удались спектакли, сделанные мэтрами Кончаловским и Талызиной, все остальное у меня под большим вопросом.

— Какие у вас в карьере были переломные моменты, когда вы получали грандиозный жизненный опыт, который вас менял, и вы иначе начинали играть?

— Это каждый день происходит. Вот пример — недавно поехал в воинскую часть в Подмосковье к мобилизованным, нужно было мне это сделать, поддержать парней! И вдруг там понял, что я со своими театральными делами — мальчик. Передо мной стоят серьезные пацаны, которые по возрасту гораздо моложе меня, но у них совершенно другие глаза... Встреча с ними что-то внутри меня отчасти изменила. И так происходит каждый день. Потому что, если ты хочешь заниматься профессией, ты становишься собирателем этих встреч, впечатлений, эмоций, ты запоминаешь это серьезное выражение глаз — все так или иначе, вольно или невольно попадает в твою внутреннюю копилку. И при необходимости нужное всплывает. И это еще одна из замечательных граней профессии.

— Ваша, как говорят, «крайняя» премьера в Театре Моссовета — «Ричард III». Это одна из самых сложных пьес мирового репертуара, почему вы ее выбрали?

— Когда мы приступали к «Ричарду III», мне все говорили:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая