Александр Домогаров: «Да, я сложный. Не конфета в золотой обертке»

Я не уходил. Был взят творческий отпуск длиной в полгода, на то существовали очень веские причины....
Александр Домогаров
Болел звездной болезнью в 90-х. Это страшно. Потом, когда, переболев, приходишь в сознание и начинаешь вспоминать, становится дико стыдно
Фото: Филипп Гончаров

— Зачем? Это тяжелая пьеса, она сегодня может прозвучать несколько неуместно, скользкая тема...

Я упирался:

— Хочу! Не могу объяснить почему, но хочу вот этого для себя. Кажется, что-то понимаю в Ричарде, но понимаю умозрительно, хочу понять его пластикой, хочу понять, что им может двигать, где границы дозволенного и недозволенного, как оправдать его перепады настроения, хочу понять, чего в нем больше, каких желаний, где его «стоп», хочу примерить на себя «его одежду», что такое для него его физическое увечье...

Ты начинаешь своего героя открывать постепенно. Задаешь себе вопрос: «Почему человек решает судьбу брата в течение двадцати минут?» Ищешь ответ с режиссером. Мы с Ниной Чусовой бесконечно читали, читали и говорили, спорили, обсуждали. Слава Богу, с ней через какое-то количество месяцев сложились доверительные отношения. С новыми людьми медленно сходишься, но проходит время, и начинаешь говорить на одном языке. Сначала мы были как два отдельных государства, которые общаются через границу, и вдруг эта граница исчезла. И тогда уже вместе начинаете нащупывать: «Подожди, вот в «Генрихе VI» есть другой монолог Ричарда, давай почитаем». И он действительно более точен, чем в «Ричарде III». И тебе открывается смысл. Забираешь монолог, вписываешь его в нашу редакцию, потому что кажется, что он более четко объясняет, почему герой совершает те или иные поступки, которые заложены автором в пьесе. Почему такой колоссальный счет к брату Кларенсу. Брат получал больше, а Ричард — ничего. Несправедливость! А в монологе из «Генриха», который мы забираем, звучит фраза, кое-что объясняющая: «Нет братьев у меня — не схож я с ними».

Идут репетиции, а мы все пытаемся разгадывать ребусы пьесы. Хотим понять, почему после сцены с матерью во втором акте все летит в тартарары, как будто Ричард сознательно идет, летит к своему концу. Мы репетировали с замечательной Ольгой Михайловной Остроумовой сцену проклятия во втором акте. Ольга Михайловна говорила: «Нет, я не могу понять, как можно проклинать своего сына и желать ему такого страшного конца!» Мы этот кусок долго мяли, мяли и вдруг прозрели: как можно проклясть сына, человека, который переступил все границы? Его же надо сначала раскрыть, каким-то образом обмануть, он слишком внутренне закрыт. Он уже в таких доспехах, что проклинай не проклинай — ему все равно. И вот мать его расположила, заставила посмотреть на нее как на близкого человека, и вот тогда уже это совершенно неожиданное: «Будь ты проклят!» И после этого у Ричарда нет никаких сдерживающих факторов, ведь все предали, последний человек. А дальше все уже летит в бездну. И когда ты это для себя разгадываешь — я не говорю о том, верен наш разбор или нет, но лично для меня, по моим ощущениям, — что-то становится ясно, и для зрителя становится понятной природа зла и то, почему Ричарда ничего не сдерживало и не было никаких моральных границ.

— Для чего вам нужны такие роли, которые вас выворачивают наизнанку физически и психологически?

— Мне интересно этим заниматься, вскрывать, исследовать, создавать. А вот ходить марионеткой в кукольном театре мне неинтересно, я уже об этом говорил.

— Когда вы играете такие сложные роли, какие ощущения до и после спектакля?

— Самое страшное время — до спектакля, с пяти до семи вечера. Это просто мука адова, когда приближается час икс. Ты как маятник. Ни с кем не разговариваю. Хочется скорее начать.

А когда все закончилось — это кайф. Самый лучший момент в «Ричарде», когда поднимаешься по лестнице на финальную мизансцену. Спектакль сделан, как — судить зрителю, от тебя уже ничего не зависит, впереди только поклоны. После спектакля сажусь в машину без сил, но с чувством выполненного долга — как там в «Бременских музыкантах», «последним вышел петух, изрядно ощипанный, но не побежденный». Пока 40 минут в машине едешь, волей-неволей все прокручиваешь в голове снова и снова: что получилось, что не очень. Просто так не отпускает. После спектакля часа три не могу заснуть, пока адреналин не схлынет...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая