Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой»

Я долго был на площадке легкомысленным человеком. Помощник звал работать, а я отнекивался: «Да...
Ирина Кравченко
|
01 Марта 2021
Александр Абдулов
Он хотел, чтобы я попробовал его в «Леди Макбет Мценского уезда» на роль любовника героини, Сергея. Я представлял того красивым, но с простым лицом, с окладистой бородой, просил ассистентку поехать в Сибирь поискать русского богатыря
Фото: И. Гневашев/East News

— С Александром Абдуловым вас познакомил Янковский?

— Да, они дружили. Олег, как я уже говорил, предложил Абдулова на роль Лобытко в «Поцелуе». Саша, прочитав сценарий, начал фонтанировать творческими придумками. «Не старайся, — сказал я ему, — ты уже утвержден».

Правда, он все время опаздывал. «Послушай, — говорю, — теперь, когда почти четверть фильма снята, я не могу тебя заменить. Но запомни: те, кто со мной работают, обычно становятся моими друзьями. Ты в их число не войдешь». Следующим утром приезжаю с группой к месту съемок — стоят «жигули», а из-под них торчат две пары мужских ног. Храп — на всю площадку! Это Абдулов с каскадером Виктором Ивановым примчались в шесть утра и досыпали в ожидании съемок, прячась от утреннего солнца под машиной.

Опаздывал Саша потому, что старался везде успеть. В нем бурлила дикая энергия. Янковский, любя друга, иногда пытался его остановить, уговаривал следить за здоровьем: сам Олег если и выпивал вне дома, то исключительно виски и совсем немного. Абдулов советов не слушал. Олег напоминал искру, а Саша — пламя. Олег тщательно выбирал роли, Саша соглашался на все, что предлагали, еще и сам напрашивался. В мою картину «Филер», где Янковский играл главного героя, Абдулов себя предложил. Я придумал ему эпизод: его персонаж полуголым выходит из бани и пляшет на морозе. Дали Саше немного водки, он все равно замерз, но какая сцена получилась! Позже хотел, чтобы я попробовал его в «Леди Макбет Мценского уезда» на роль любовника героини, Сергея. Я представлял того красивым, но с простым лицом, с окладистой бородой, просил ассистентку поехать в Сибирь поискать русского богатыря. А Саша все заходил ко мне — я на «Мосфильме» снимал — и спрашивал, не хочу ли сделать с ним пробы. Ассистентка в Сибирь не поехала: оказалось, он подговорил ее никого не искать. Пару месяцев не появлялся. В один из дней открывается на студии дверь — заходит Абдулов... с бородой. Отрастил. И я понял, что это настоящий Сергей.

Наверное, Саша был прав, когда проявлял актерскую всеядность: если Янковский в одной роли достигал невероятного размаха состояний — как его Макаров, качающийся в финале «Полетов...» на «тарзанке», то Абдулов выразил себя через множество самых разных ролей.

В последний раз мы виделись, когда отмечали восемь месяцев Сашиной дочери на его даче. Он уже тяжело болел, похудел, волосы потускнели, но энергии нисколько не убавилось. Собирался доснять фильм. А спустя месяц его не стало.

Что я вспоминаю, когда думаю о Янковском и Абдулове? Как друг над другом подшучивали, их подколки, подковырки. Филипп, сын Олега, работал у меня ассистентом на «Леди Макбет...», и отец приехал на съемки. Саша сказал Олегу:

— Ты у Романа — талисман, хотя бы пройдись в кадре.

— Ну что значит пройтись? Как зритель это воспримет?

Я сообразил:

— А что? Сейчас придумаем.

Там есть сцена, когда идет Абдулов, а позади него — трое мужиков с мешками. Одним из мужиков стал Янковский, снимали его со спины. Включили камеру, двое легко вскинули мешки на плечи, а Олег еле поднял и с трудом сдвинулся с места. Я ничего не понимал. Вижу: «Абдула» смеется. А это он просто напихал в мешок чего-то тяжелого. У них была еще шутка: один другому показывал кончик пальца и говорил: «Талантишка вот таку-усенький, а шуму-то, шуму!»

Мы часто виделись. Когда я из Киева приезжал в Москву, сразу звонил тому и другому и назначал встречу: «Ресторан такой-то». Или кто-то из них предлагал. Заумных разговоров не вели. Я человек веселый, все так и говорят: «Какой Ромка веселый!» Но это на людях, а когда один — грустный, как всякий армянин. Счастье — русское понятие, в русском сознании чего только нет. А армянину ощущать себя таким уж счастливым как-то несвойственно. И в своих фильмах я, наверное, грустный, задумчивый.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая