Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой»

Я долго был на площадке легкомысленным человеком. Помощник звал работать, а я отнекивался: «Да...
Ирина Кравченко
|
01 Марта 2021
Олег Янковский
Работать над «Полетами во сне и наяву» позвал одного из лучших сценаристов — Виктора Мережко. Мы с ним видели в главной роли Никиту Михалкова, на него Мережко и сценарий написал, замечательно получилось. Но я прочитал и сник: герой вышел не таким, каким его представлял. Он оказался плутом, старающимся выжить, выкрутиться. Я даже решил отказаться от съемок. Жена переживала: денег нет, а муж опять ерепенится. В итоге героя сыграл Олег Янковский
Фото: из архива Р. Балаяна

— У тебя нож?

— Да, подходите ближе!

Надвигаюсь на них, руки из карманов не вынимаю. Испугались, стали потихоньку отходить.

В молодости, в Ереване, меня часто звали на драки, я умел высоко прыгнуть и ударить ногой, например в челюсть. Как-то прыгнул и таким ударом вырубил самого здоровенного. Драка скоро закончилась, а парень не встает. Я начал трясти его, лупить по щекам. От ужаса, что убил человека, чуть не умер. Наконец он открыл глаза — и матом меня! А я обрадовался! Ругайся, бей меня, только вставай, родной!.. Со временем драться перестал: надоело, кураж пропал. Вообще по-другому взглянул на собственную жизнь.

Лет до тридцати восьми я был таким кавказским фраером: любил погулять, пригласить друзей в ресторан. За столом тамадой был. Часто ходил в долгах, но жил широко, считая, что мне можно — я же гений. Конечно, «Каштанку» замечательно приняли, «Бирюка» показывали на Берлинском кинофестивале. Но однажды, когда работы не было уже лет пять, мне под утро приснился сон о том, что я рядовой в общем-то режиссер и нечего выпендриваться. А я-то думал — не меньше Эйзенштейна, Довженко... С тех пор переменился, из легкомысленного кавказца превратился даже в семьянина. Правда, как и раньше, плачу? за всех в ресторане, даже если друзья сопротивляются, деньги даю тому, кому нужны. Но это же нормально — помочь, хотя для женатого человека, возможно, не очень? Жена, естественно, недовольна, а что я могу поделать?.. Кстати, сон тот я увидел в 1979-м, а спустя два года снял «Полеты во сне и наяву», очень важный для меня фильм.

— Почему, как вы думаете, эта картина стала знаковой для позднего советского времени?

— Она возникла в трудный период. Мне, конечно, предлагали про сталеваров, про шахтеров, производственные драмы всякие — отказывался... Жена, бедняжка, терпела безденежье, ведь я пять с половиной лет не снимал. Пять сценариев зарубили: три на нашей Киевской студии имени Довженко, два на «Арменфильме». Слишком остро, слишком будоражило меня все это, понимаете ли.

«Полеты...» о том, как человек мается в отсутствие настоящей свободы. Большинство моих картин сняты для филармонического зрителя, ни о какой широкой публике я никогда не думал. Но тут понимал: фильм должно увидеть как можно больше народу. Потому что речь там идет не только обо мне. Это был ком в горле у творческой и научной интеллигенции: как жить в такой стране? И если бы мой гражданский возглас не услышали, зачем было снимать?

Не стал сам работать над придуманным сюжетом, позвал одного из лучших сценаристов — Виктора Мережко. Мы с ним видели в главной роли Никиту Михалкова, на него Мережко и сценарий написал, замечательно получилось. Но я прочитал и сник: герой вышел не таким, каким его представлял. Он оказался плутом, старающимся выжить, выкрутиться. Я даже решил отказаться от съемок. Жена переживала: денег нет, а муж опять ерепенится.

И тут я случайно увидел по телевизору сцену из фильма Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся». Действие происходило в поезде, персонажи разговаривали, а один — это был Олег Янковский — сидел за столиком и резал лимон. Мне он так понравился! Вроде персонаж и есть там, в купе, и нет его среди этих людей, и главное, это происходит одномоментно. Отсутствие присутствия. Вот, думаю, мой герой, Макаров. Тут же понял, какую интонацию, какой посыл сделаю в фильме, отойдя от сценария, повторяю — хорошего сценария, но не ставшего моим. Спрашиваю жену:

— Знаешь этого артиста? Хороший?

— Что значит «хороший»? Это Янковский!

Вспомнил, что отрывками видел еще «Тот самый Мюнхгаузен». Звоню Мережко:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая