Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой»

Я долго был на площадке легкомысленным человеком. Помощник звал работать, а я отнекивался: «Да...
Ирина Кравченко
|
01 Марта 2021
Олег Янковский
У Янковского было великолепное ощущение жизненного баланса. При всей легкомысленности своего актерского поведения в экспедициях, Олег оставался примерным семьянином, я даже ему завидовал. Люда, сын Филипп — это святое
Фото: И. Гневашев/East News

После успеха «Полетов...» я подумал: чего так расшумелись? Сергей Соловьев знал, кто такой Балаян, Глеб Панфилов знал, Андрей Смирнов знал, Никита Михалков тоже, а для критиков и публики я будто едва родился. Словно не было еще «Каштанки» и «Бирюка». Дай-ка, думаю, сниму теперь что-нибудь для себя. И снял «Поцелуй», а позднее, в девяностые, с таким же настроением — «Первую любовь». Оба эти фильма мне нравятся больше всех. Как сказала Кира Муратова про «Первую любовь»: «Там нет ни одной уступки зрителю».

Когда думал, о чем снимать, если не принимают мои сценарии о современной жизни, обратился к классике. Дома стояли только сочинения Тургенева и Чехова. Полистал Антона Павловича. Всегда выбираю короткие произведения, чтобы сделать по мотивам. Наткнулся на «Поцелуй», стал писать сценарий, хотя я не сценарист.

Поначалу роль шумного, веселого Лобытко предложил Олегу. А он: «По-моему, я такого уже играл. Возьми меня на Рябовича, а на эту роль позови Сашу Абдулова». Потом и критики, и режиссеры отмечали, какой у Абдулова получился герой, а о работе Янковского редко кто отзывался. И тут Алексей Герман сказал мне: «Олег у тебя в «Поцелуе» — как муравей, муха или бабочка. Вроде все время на экране — и вроде нет его, он будто среди массовки. Потрясающе!»

— Вы дружили с Янковским. Он в жизни был закрытым, молчаливым, как на экране?

— Я часто останавливался в Москве у Олега. Дома он так прикалывался, что я не понимал, почему его не берут на комедийные роли. Мы серьезно почти не общались. Олег мне рассказывал, как ездил в Италию сниматься у Тарковского в «Ностальгии»: «Понимаешь, Ромка, иду по Риму, а я же привык, что меня у нас все узнают, а тут — никто. Все равно как тебя в Москве». Меня как режиссера прохожие и вправду не узнавали, вот Олег и подколол. Или гуляли с ним по улице, и он начинал негромко отпускать реплики в адрес идущей впереди девушки. Та оборачивалась — а он уже смотрел на нее отсутствующим взглядом. То же было и с журналистами: за минуту до встречи хохмил, придуривался — а тут сразу глубокомысленный вид и серьезный разговор. Мне это в нем нравилось. Не выношу, когда актер перед съемкой в образ погружается, ходит серьезный и отрешенный. Мне по душе, как легко Янковский на площадке переходил от одного состояния к другому. Мог шутить, с Сашей Абдуловым пихаться, с девочками кокетничать, а через секунду войти в кадр и играть драматическую сцену.

У него было великолепное ощущение жизненного баланса. При всей легкомысленности своего актерского поведения в экспедициях, Олег оставался примерным семьянином, я даже ему завидовал. Люда, сын Филипп — это святое. Попросил меня снять в «Полетах...» в роли жены главного героя Люду. Я, не видя ее, ответил да, потому что доверял Олегу. В фильме Люда хороша. И человек она редкий. Известно же, что в театре родного Саратова была примой, а когда мужу предложили переехать в Москву, согласилась, понимая, что ее карьера в столице может не сложиться. И все ради Олега.

Люда относилась к нему без придыхания, с юмором и нежностью. У меня в картине «Храни меня, мой талисман», где Янковский снялся в одной из главных ролей, есть сцена, когда жена, ее играла Татьяна Друбич, присаживается на кровать к страдающему мужу и гладит его по голове. Так, по-моему, и должна относиться женщина к любимому мужчине. Вспоминаю, как вскоре после дня рождения Олега приехал к нему и заметил, что Люда по-особенному весела. А потом от нее узнал: врачи сказали, что мужу осталось совсем немного. Сколько же в Люде было мужества и любви...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая