Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой»

Я долго был на площадке легкомысленным человеком. Помощник звал работать, а я отнекивался: «Да...
Ирина Кравченко
|
01 Марта 2021
Роман Балаян
Воспринимал кино несерьезно — и получались фильмы, которые самому нравятся. А когда стал относиться к своему занятию как к работе...
Фото: Ю. Белинский/ТАСС/на фестивале «Окно в Европу»

— Для вас снимать кино — образ жизни?

— Баловство. Я долго был на площадке легкомысленным человеком. Помощник звал работать, а я отнекивался: «Да ладно!» На «Леди Макбет...» шептал Павлу Лебешеву, оператору:

— Паш, надоело, три часа дня. Скажи, что невозможно продолжать — свет не тот.

— Ты чего?! Нам доснять надо.

И все-таки сворачивались. Это Алексей Герман говорил своим: «Пока не снимем, никуда не пойдем!» Я наоборот: «Заканчиваем — поехали в ресторан!»

Воспринимал кино несерьезно — и получались фильмы, которые самому нравятся. А когда стал относиться к своему занятию как к работе... Помните анекдот: «Ну что, Гиви, устроился или все еще работаешь?» Да, после «Леди Макбет...», в конце восьмидесятых, у меня появились деньги. Снимал картину в Риме, платили наличными. Позвал туда жену, дал ей пять тысяч долларов — неслыханную по тем временам сумму — Наташа бегала по магазинам. Как только начал более-менее зарабатывать, сказал ей: «Хватит преподавать» — и она ушла с работы. Жизнь наладилась, а мне стало неинтересно снимать.

«Две луны, три солнца» и «Райские птицы», которые пришлись уже на новые времена, были изначально не моими затеями. Обычно я задумывал картину, а здесь предложили — согласился. Вроде неплохо вышло, но я реализовал себя едва ли на треть. В те же годы создал свою киностудию, клепали сериалы...

В начале девяностых должен был снимать советско-французский фильм по сценарию Ираклия Квирикадзе. На главную роль позвали актера Чеки Карио. Фильм так и не сделали: не нашли средств на продолжение съемок. Но за полтора года я двенадцать раз летал в Париж и получал неплохие деньги.

— Вы по-французски говорите?

— Нет. Когда летал в Париж по поводу съемок, была переводчица. Да я и без перевода могу общаться, если мне с человеком хорошо. А если нет рядом тех, кто понимает, думаю: почему я не в Киеве? Киев — родной город, более полувека здесь живу. Сколько раз предлагали переехать в Москву, квартиру давали — Абдулов устроил, уговаривал. Я отказался.

Гуляю по Киеву, с друзьями встречаюсь. Захожу в церкви, когда там нет службы: в пустом храме ощущаю тишину, которая дает мне больше, чем слова. Тогда начинаешь что-то понимать в мире и в себе. Я человек верующий, но не воцерковленный.

Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой. Главное — самим собой быть, а плохим или хорошим — неважно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая