Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой»

Я долго был на площадке легкомысленным человеком. Помощник звал работать, а я отнекивался: «Да...
Ирина Кравченко
|
01 Марта 2021
Роман Балаян с семьей
Когда поженились, домом целиком стала заниматься она, и дети были на ней. Фильмы я снимал по большей части в экспедициях, семью по несколько месяцев не видел
Фото: из архива Р. Балаяна

— Рома, он очень хочет помириться. Помирись, пожалуйста.

— Да пошел он! — говорю.

— Ну пожалуйста.

Позвал его, Сергей обнял меня: «Не стал бы с тобой мириться, если б не знал, что через год меня посадят». Мама родная... через девять или десять месяцев его посадили.

За Параджанова пытались вступиться известные люди. Андрей Тарковский с Виктором Шкловским написали письмо в его защиту, я за этим письмом летал в Москву за несколько дней до суда, потом отвез письмо в Киев в прокуратуру. Заступничество не помогло.

Через год как Сергея посадили, с друзьями поехал к нему на зону. В письмах он рассказывал о трудностях и ужасах пребывания там, а когда встретились, создалось впечатление, что это мы сидим за решеткой, а он нас посетил. Шутил, хохмил... Навещали мы его тайком, чтобы органы не узнали, ребята очень просили меня, болтуна, никому не говорить о поездке, а я, дурной, когда вернулся, всем разболтал.

Позднее, в Париже, узнал, что Параджанова, тяжелобольного, на личном самолете Франсуа Миттерана доставили во Францию на лечение. Звоню тому, кто был с Сергеем, спрашиваю, можно ли с ним повидаться. Мне отвечают: «Он спит. Все время спит со вчерашнего дня». Звоню на следующий день — опять спит, на третий — говорят, что его уже везут в аэропорт, спящего: сделали обезболивающие уколы с сильным снотворным эффектом. Спустя несколько дней включаю телевизор — рассказывают про Сергея. Набираю номер друга и слышу: французы сообщили о смерти Параджанова. Прилететь проститься с ним в Ереван я не смог: виза во Францию у меня была одноразовой. Но в память о мастере сделал фильм «Ночь в музее Параджанова».

— Вы говорили, что Параджанов был вам как отец. Вы у него чему-нибудь научились?

— Непосредственно он никого ничему не учил. Но мог посмотреть какой-нибудь фильм и потом рассказать его по-своему: «Вот если бы так было!» Я смотрел: елки-палки, действительно. Ему можно было предложить этюд на любую тему, да хоть «Балаян и стул» — и он тут же сочинял небольшой, на минуту-две, фильм. У многих режиссеров ушло бы на это дней пять, а у Параджанова — секунды. Способность импровизировать я, видимо, у него перенял. Все в нем как-то влияло на других. Мы часто встречались, у него дома каждый день собирались компании, приходили художники, архитекторы, литераторы. Киношников, кстати, было меньше всех.

— Как ваша режиссерская жизнь сочеталась с семейной? Вы уже были женаты?

— Да, в Киеве женился. Увидел в ресторане красивую девушку (она, правда, была с молодым человеком) и пригласил на танец. Попросил номер телефона и чуть ли не ежедневно названивал — на свидание звал. Наташа согласилась только через месяц или два: наверное, поссорилась с другом и захотела развеяться. Училась в киевском музыкальном училище, на скрипке играла, на фортепиано. Вела занятия в студии, зарабатывала. Когда мы поженились, домом целиком стала заниматься она, и дети были на ней. Фильмы я снимал по большей части в экспедициях, как многие режиссеры: уезжал подальше от глаз начальства, требовавшего показывать каждые сто метров отснятой пленки. Семью по несколько месяцев не видел.

— Вы по-прежнему могли на улице подраться?

— Для меня в драке важно было ответить, а побили, не побили — дело десятое. На дуэли шли прежде всего защищать честь. Вот и я обидчикам не спускал. Из-за жены дрался. У нас на Кавказе никто матом при женщинах не ругался, а тут идем с ней по Киеву, какие-то ребята матерятся. Одергиваю:

— С ума сошли?!

В ответ:

— Ах ты!.. — и понеслось.

Или (мы еще не поженились) вышли из ресторана, ждем троллейбус, два парня рядом отираются. Один, глядя на мою Наташу: «А коза-то неплоха...» Я переспросил, он нагло ответил, я ударил. Тут откуда ни возьмись появилась куча парней. Человек десять, как потом Наташа рассказывала. Я был опытным драчуном, знал, что главное в драке — не упасть, стоять спиной к стене или отбегать и встречать противников по одному. Наташа металась между нами и кричала: «Перестаньте! Как вам не стыдно?! Что вы делаете?» Я, перебежав на другую сторону улицы, попытался сорвать толстую ветку, но не смог: дождь недавно прошел и ветка была скользкой, только руки расцарапал. Засунул их от боли в карманы пальто, иду двоим из ватаги навстречу. Они:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая