Владимир Витковский. Человек без поводка

Художник живет в Сан-Франциско, совсем рядом с тем самым местом, «где бушует Тихий океан». Каждый...
Беседовала Ирина Тосунян
|
06 Мая 2020
Портрет Бродского
Этот портрет скоро переедет в Петербург и займет место в музее поэта «Полторы комнаты»
Фото: из архива В. Витковского

— Словом, художник — профессия серьезная?

— Серьезнее не бывает. Но приходится играть дурачка, чтобы не сойти с ума. Расскажу интересную вещь: когда я появился на подводной лодке, там все было серое-серое, это же военно-морской флот — серые корабли на параде и внутри все серое, металлическое. Короче, камера пыток, в которой жарко и пахнет соляркой. Через год, может меньше, перед уходом в Сирию наша лодка оказалась единственной, где дизели были покрашены в цвет слоновой кости. Мой дизель, за который я отвечал, всегда сиял чистотой, я его все время протирал, протирал. А потом взял и украл краску, которой красили адмиральский катер — слоновую кость, и покрасил собственный дизель. Всем нашим понравилось! Парни побежали, раздобыли красной, синей краски. У нас в распоряжении имелось много всяких труб, я и их покрасил. Одна, воздушная, стала синей, гидравлика — красной, масляные трубы — желтыми. За ночь мы покрасили весь свой отсек. Наутро заглянул механик и витиевато выругался, я понял: испугался. Следом пришел командир. Посмотрел, посмеялся. Так в плавание и ушли — разноцветные.

— Когда художественная специальность стала тебя кормить?

— Кормить полноценно она меня стала недавно, а поить — с самой первой попытки. С той, австралийской, в 1969-м, когда мои акварели напоили пивом не только меня, но и весь пароход!

— В твоей жизни юмор играет большую роль...

— Да, это — главное. Когда мы с женой Мариной отправились в эмиграцию, первым пунктом стала Италия, и там оказалось все достаточно сложно, но многочисленные истории, происходившие с нами, были освящены большой долей юмора. Я даже работы свои продавал в Риме парадоксально-юмористически. Взял этюдник и пошел на улицу рисовать. Работа не шла — не получалось, и все. Уже хотел было все замазать... Бежит мимо какой-то итальянец и на бегу, жестикулируя, кричит: «Куплю твою картину на обратном пути» — и час называет Думаю, ну, раз хочет... И стал дописывать. Итальянец не обманул — вернулся и деньги вручил.

— Как вы жили накануне отъезда?

— Я тогда окончательно решил, что не хочу работать ни в каких институтах, ни в каких конторах рогов и копыт, а хочу работать для себя. Очень часто, как бы это лучше объяснить, я «подвешивался», то есть отдавал в какую-то контору паспорт, оформлялся, и кто-то официально под моим именем получал деньги, а я сидел дома и писал картины.

— Удавалось на эти «писания» жить?

— Еще как! Примерно за год до отъезда художникам разрешили продавать картины на улицах в специально отведенных местах. Да и вообще атмосфера тогдашнего Питера — шел 1987 год — сильно изменилась: такое ощущение возникло, словно ворота открылись. Ко мне явился старый дружок Серега и сказал, что будет продавать мои картины на Невском. Я ему сначала — натюрморты, то да се. Он просит: «Слушай, хватит всякие цветы совать! Ты мне бабу голую сделай!» И притащил голландский почему-то плакат со знойной латиноамериканкой: копна иссиня-черных курчавых волос, капризный рот и неприступный взгляд. Просто прелесть какая секс-бомба. Дева выходила из воды и была одета... нет, раздета в белую мокрую мужскую рубашку. «Напиши, — потребовал Серега, — картину маслом». Так у нас родилась операция под кодовым названием «Баба в болоте». Первую картину продали за пятьдесят рублей. Ушла со свистом в течение пятнадцати минут после появления на Невском. Весь следующий день Серега требовал еще таких же баб. Я упирался, но тяга к легкому заработку оказалась сильнее. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая