Владимир Витковский. Человек без поводка

Художник живет в Сан-Франциско, совсем рядом с тем самым местом, «где бушует Тихий океан». Каждый...
Беседовала Ирина Тосунян
|
06 Мая 2020
«Похищение Европы», 2012 год
Многие юмора не понимают. «Караул! — кричат. — Кич, дурновкусие!» Это шутка была, а потом все так серьезно пошло, но и весело раскупалось. Столько счастливого и здорового юмора, столько прелести я увидел в этих моделях... «Похищение Европы», 2012 год
Фото: из архива В. Витковского

— Не печалься, три бутылки коньяка — и я катер вынесу! Не оставлять же свое кровное отечественной метрологии! Увидишь, тебе еще и подсобят!

— Хоть ящик коньяка! — пообещал собственник.

Ящик, правда, не купил. Две бутылки всего — вместе потом и распили.

В институте я был ответственным за наглядную агитацию: флаги, транспаранты к Седьмому ноября... Вперед, товарищи, в ногу! А дело происходило в канун праздника, четвертого или пятого ноября. Я катер разобрал на несколько частей, взял красную гуашь и начал все поверхности методично закрашивать, а сверху написал белой краской огромными буквами лозунги: «Да здравствует годовщина Великого Октября!», «Вперед к свершениям!» Позвали мы одного из охранников на подмогу и понесли разобранные куски к проходной. Вахтер спрашивает:

— Куда это вы?

Я рапортую:

— Оформление на парад, к Седьмому ноября...

Пытаемся пронести части, а вертушка мешает. Приятель осмелел и требует:

— Убери, друг, свою вертушку — видишь, не проходит, а праздник на носу, не успеем!

Вахтер вертушку снял, проход освободил. Владельца катера за углом уже машина поджидала.

Это было удивительное место, наш институт метрологии. Каждый год двадцать второго апреля, в день рождения вождя пролетариата, сотрудники должны были написать соцобязательства. Я решил, что настало время вновь сосредоточиться на повышении образования. Уложился в четыре пункта.

1. Обязуюсь летом поступить в «Муху» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной).

2. Обязуюсь учиться в «Мухе» на четверки и пятерки.

3. Обязуюсь в «Мухе» собирать макулатуру.

4. Обязуюсь в «Мухе» принимать активное участие в общественной работе.

Мой начальник Николай Иванович, преподаватель той самой «Мухи», посмотрел удивленно и спрашивает:

— Володя, как вы собираетесь поступить? Там ведь конкурс огромный!

Я — на голубом глазу:

— Ну, вы же мне поможете...

Он засмеялся:

— Жук!..

Но помог. Я поучился полтора года и ушел. Скучно стало. Понял: ну не мое это — дизайн, завод, стены оранжевые, стены серые, зеленые, чтобы глаза успокаивали...

— Твои работы тушью вообще непонятного цвета, в них намешано столько всего...

— Когда хожу по художественным галереям, порой вижу яркие, красивые картины, писанные краской — не цветом, а именно краской. Для меня небо — не голубое, трава — не зеленая. Считаю, что художники за цвет прячутся. Цвет сам по себе, конечно, красив: красный, синий, добавь туда чуточку желтого — уже красота!.. Когда я рисую тушью, хочется, чтобы было понятно: эти картины тоже такие, из того же цвета родились. Но кроме цвета еще есть уйма всего, есть глубина и прозрачность — и я смешиваю черную тушь, коричневую, иногда добавляю чуть-чуть синей, чтобы цвет был... пограничный. Потому что трава не зеленая все-таки, а небо все-таки не голубое...

— Да, в твои работы в стилистике «сухой кисти по текучей туши» можно войти и зацепиться, лететь, плыть, медленно исследуя глубины...

— Это было еще в Бостоне. Жесткой кисти под рукой не нашлось, и я взял кусочек картона — старую визитную карточку, провел ею по бумаге, на которую плеснул тушь. И неожиданно почувствовал, что... Не могу передать. Темное пятно — и вдруг оно стало переходить в какие-то плавные линии, чувственные, фантастические. До этого я перепробовал много разного в поисках подходящей «сухой кисти», а тут понял: нашел ту самую, которую чувствую. Знаешь, когда рисуешь, ты понимаешь бумагу — она тебе помогает или мешает работать. И я просто стал писать вот этой карточкой. Ведь как обычно рождается картина? От общего — к мелочам. И это «общее» я стал делать визитной карточкой, а дальше уже мелочи прописывал. Получалась нереальная, необычная, совершенно особенная техника — течет широкий мазок, прозрачный и прихотливый. Потом взял электрический прибор, похожий на авторучку, только вместо пера на конце ластик, который вращается и которым тоже можно рисовать. Ткнул в тушь: стали возникать вытянутые полупрозрачные фигуры из сна... Вот так они и родились, эти туши, эта техника. Она мне и принесла золотую медаль в Швеции.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая