Владимир Витковский. Человек без поводка

Художник живет в Сан-Франциско, совсем рядом с тем самым местом, «где бушует Тихий океан». Каждый...
Беседовала Ирина Тосунян
|
06 Мая 2020
«Радость и мука», 1997 год
«Радость и мука», 1997 год
Фото: из архива В. Витковского

— И женские лица в самой их глубине — красивые, влекущие, загадочные... Они мягким карандашом прорисованы?

— Да, это карандашный рисунок. Штрихованный — ну вот как принтер работает. Если делать рисунок по такому принципу, возникает впечатление, что это фотография. В Сан-Франциско была галерея, в которой я выставлялся лет пятнадцать подряд. К владельцу однажды привязался некий американский художник и стал его уверять, что женские лица на моих картинах тушью — фотошоп. Он так долго приставал, что галерейщик упросил меня, дабы избежать кривотолков, продемонстрировать, как я это делаю.

— Ты провел мастер-класс?

— С одной стороны, я должен был послать его, но с другой — не хотелось портить отношения. Все-таки работодатель. При скоплении народа и в присутствии того, кто талдычил, мол, фотошоп, часа два сидел и рисовал... А в конце взял — и раз! — все стер...

— И какая была реакция?

— Ну, какая реакция? А-а-ах! Подобный случай у меня был еще в Питере в годы перестройки. Ресторатор попросил сделать оконный витраж. Договорились о гонораре, прямо скажу, весьма скромном по тем временам. Я сделал красивый витраж. Заказчик начал торговаться:

— Не могу столько заплатить, соглашайся на меньшую сумму...

Я заартачился. Тогда он привел аргумент:

— Слушай, у меня такое может сделать любой официант...

Готовую работу я взял осторожно в руки, приподнял и «отпустил на волю».

— Ладно, — говорю, — пускай твой официант рисует.

Стекло упало, разбилось. Жалко было невероятно. А на душе приятно стало. Потом, тоже в Питере, другой человек попросил написать... рыбок для зоомагазина. Я поначалу отказался. Не занимаюсь, дескать, ни рыбками, ни футболками, ни сувенирами. Потом глянул на него и думаю: «Надо же, рыбку ему нарисуй. Тут перестройка, тряпки, «варенки», футболки, бандиты... А этому рыбка нужна!» А животных, должен сказать, я о-о-очень люблю. И написал рыбку. Он заплатил, как и договорились, а потом обнял картину, прижал к себе: «Дома повешу!»

Когда мы с женой переехали из Бостона в Сан-Франциско, у меня уже было несколько готовых тушей. Стали искать, куда их можно пристроить. Нашли европейскую галерею, позвонили владелице Кассандре Керстинг. Она сказала: «Привезите одну, посмотрю». Мы привезли десять. Хозяйка взяла все, а заодно попросила показать, как это технически делается. Как тушь течет, какую брать бумагу. Я подробно растолковал. На следующий день звонит:

— Все получается, только не выходит широкий мазок. Объясни, чем ты его делаешь?

— Ну, это все равно, чем делать, — говорю, — может быть визитка, кредитная карточка, кусок картона, что угодно... Главное, чтобы тушь, пока еще свежая, текла.

— Сейчас попробую, — обещает Кассандра.

Звонит снова:

— Взяла свою визитную карточку — не получается!

— Забыл сказать, что визитка должна быть моя...

— Володя, а ты современный художник?

— Я, конечно, современный художник, но строго говоря, работы мои не относятся к «современному искусству». Потому что нет такого. Есть искусство и неискусство. Когда прихожу в галерею или музеи современного искусства, я вижу Шагала, Пикассо, Дали... Но огромно количество и того, что я бы назвал «самодеятельное искусство».

Сегодня могу объяснить, что такое художник. Понимаешь, художник — это человек без поводка, казалось бы, хочет работает, хочет — нет. А он работает все время: глаза цвет фиксируют, нос — запахи цвета, сердце — эмоции цвета. Иногда смотрю на какую-то зеленую дверь, а она, оказывается, розовая. Я слышу: «Витковский всю жизнь дурака валяет!» А ведь не дурака я валял. Я работал, все время скопидомничал, копил все это, копил. Художник не должен постоянно махать кистью, он должен накапливать взрыв... Можно сколько угодно вертеть головой, думу думать, что-то изобретать, и... ничего не получится — должен взрыв случиться, кураж некий. И ты должен быть один. Это очень важно. Раньше когда работал, я слушал музыку: Бах, Шопен — казалось, это меня поднимает. Никуда это не поднимает, просто бросаю все и сижу слушаю, наслаждаюсь. А тут я был один! И один на один с материалом придумал технику и сделал работы, которые мы с тобой сейчас обсуждаем.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая