— Аня, о чем ты? Все ведь прекрасно понимаешь, столько лет работаешь... Я студентов своих учу: когда придете в театр, забудьте про справедливость. Ее там не существует. И слово это оставьте за порогом.
Я не сдавалась, пыталась заявить о себе, показать, на что способна. И произошел перелом, начался период активной работы — одна главная роль за другой, престижные театральные премии. Михаил Александрович стал меня ценить и относиться ко мне очень серьезно. Параллельно я работала «на стороне», сотрудничала с Олегом Меньшиковым, Робертом Стуруа. С Женей Гришковцом мы сделали прекрасный спектакль «Планета», ездили на международные фестивали. В Театре на Малой Бронной сыграла Беатриче в постановке Кости Богомолова «Много шума из ничего». Получила премию «Чайка».
Потом в Театре Вахтангова сменился художественный руководитель. Я сыграла Елену Андреевну в «Дяде Ване», но после этого на протяжении девяти лет не было интересной работы. Только два года назад, как уже говорила, предложили мадам Бовари.
Это к разговору о том, что справедливости в театре не существует. Сегодня ты нравишься худруку, а завтра — нет. Все крайне субъективно. И глупо страдать по этому поводу. Нужно отступить в сторону и успокоиться. Сказать себе: «Уходить из театра не стоит». Должна признаться, посещало такое желание одно время.
Мне сложно без профессии, я в этом смысле человек подсаженный. И как бы ни философствовали некоторые коллеги, ни говорили о том, что мир больше и интереснее, чем театр или кино, я чувствую иначе. Ну, он больше, конечно, и семья нужна женщине, и надо постараться как-то переплести профессиональные интересы и личные. Но у меня дочь уже взрослая, и на сегодняшний день ничто так не интересно, как профессия.
Важно ощущать, что занимаешься чем-то важным для себя. И все равно, что и кто об этом думает. Происходит твоя реализация. Она не должна прекращаться. Как только останавливаешься, начинается движение вниз, поэтому простои наводят ужас и тоску.
— Кино в этом смысле не может помочь?
— Настоящего, большого, качественного кино сейчас почти не существует. Ну разве что — в микродозах. И меня судьба не особенно баловала интересными предложениями. За все время, наверное, был только один стоящий фильм — «Иванов», который снял мой супруг Вадим Дубровицкий. Мы на нем и познакомились.
Позже он рассказал, что видел меня в театре в «Дядюшкином сне». А потом случайно, стоя в пробке в районе Малой Бронной, заметил на улице афишу спектакля «Много шума из ничего» с моей фотографией и подумал: «Она тоже могла бы попробоваться». И меня вызвали в числе других актрис.
Пробы, скажу без ложной скромности, были блестящими. Обычно я не делаю десяти процентов того, на что способна. Все вполсилы, приблизительно, потому что мне неудобно — по-актерски. Например, сидя на стуле, нужно изображать, что лежишь в больнице. Я так не могу.
Здесь был особый случай. Я понимала, что получить роль Сарры нереально, если твои конкурентки Ксения Раппопорт и Чулпан Хаматова, которые гораздо медийнее. Но материал просто блестящий, и я должна использовать возможность попасть в это кино. Сейчас все решают продюсеры. Обычно они говорят: «Нет, рисковать не будем. Возьмем раскрученную актрису. Эту знают только театральные зрители». Но мне повезло — продюсером фильма был тоже Вадим.
Пробовались мы с Ваней Волковым. Он потом сыграл доктора Львова. Все было по-настоящему, даже декорации выстроены так, чтобы помочь актерам. И мы сыграли в полную силу. Группа была в восторге. Оператор Вадим Семёновых заплакал. Я уехала довольной и совершенно счастливой. Сначала домой, потом в Киев озвучивать очередной сериал.