Русские амазонки

Историки искусства — кто с иронией, кто вполне серьезно — давно обсуждают, отчего мир знает немного...
Армен Апресян
|
01 Марта 2019
Эскиз костюма А. Экстер к спектаклю «Саломея»
Эскиз костюма А. Экстер к спектаклю «Саломея»
Фото: AKG/Vostock photo

Михаила Ларионова не стало в 1964-м году. Его вдова, вступив в права наследства, начала переговоры о возвращении в Советский Союз картин обоих художников. Томилину, по ее словам, крайне раздражало, что чиновники, для которых термины «лучизм», и «абстракционизм» были чуждым, тревожным явлением, не выказывают особого рвения. После ее смерти в конце восьмидесятых вся коллекция знаменитых авангардистов перешла в собственность России.

Невероятная многоликость Гончаровой сыграла с ней злую шутку: в конце ХХ века рынок наводнили фальшивки, которые выдавали за оригинальные произведения. Самый громкий скандал разразился в 2011 году: в Европе почти одновременно вышли две книги о Гончаровой — Энтони Партона и Дениз Базету. Казалось бы, прекрасный повод для радости и гордости за нашу соотечественницу, столь ценимую на Западе. Однако выход каталогов вызвал шок у российских искусствоведов. По их мнению, более шестидесяти процентов заявленных картин не имеют к героине никакого отношения! Фактически с помощью «авторитетных» изданий были легализованы десятки подделок.

Выяснилось, что авторы даже не потрудились обратиться в наши музеи, например в Третьяковку, обладающую крупнейшим мировым собранием художницы. Описывая работы, якобы созданные в период ее жизни в России, Партон и Базету уверяли, что эти холсты из собраний неких генералов НКВД, живших где-то в Казахстане. Сама мысль, что именно там, в органах, служили настоящие ценители творчества Наталии Гончаровой, кажется абсурдной!

Александра Экстер. Неукротимая

К сожалению, наследие многих представителей русского авангарда пострадало от бесчисленных фальсификаторов. Этой печальной участи не избежала и Александра Экстер. В 2009 году на выставке ее работ во французском Туре практически все картины оказались фальшивками.

Ася Григорович родилась в 1882 году в Белостоке, детство и юность провела в Киеве, там два года в качестве вольнослушательницы посещала занятия в художественном училище, всерьез «заболела» авангардом и в 1907-м отправилась учиться живописи во Францию.

К этому моменту барышня уже превратилась в замужнюю даму, и величали ее Александрой Экстер. Как и Зинаида Серебрякова, она вышла за кузена. Избранником Аси стал адвокат Николай Экстер, чью фамилию отныне она носила. Сложно уследить за бурной деятельностью Александры в те годы: то она в Париже оживленно болтает в кафе с Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером, то вдруг срывается в Киев, чтобы познакомить друзей-художников с экспериментами их безрассудных европейских коллег. А буквально на следующий день участвует в открытии очередного парижского Салона Независимых, на котором представлены и ее работы, и параллельно договаривается с берлинской галереей. В Риме показывает свои картины на Международной футуристической выставке.

1 2 3 4 5 6 7 8

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая