Михаила Ларионова не стало в 1964-м году. Его вдова, вступив в права наследства, начала переговоры о возвращении в Советский Союз картин обоих художников. Томилину, по ее словам, крайне раздражало, что чиновники, для которых термины «лучизм», и «абстракционизм» были чуждым, тревожным явлением, не выказывают особого рвения. После ее смерти в конце восьмидесятых вся коллекция знаменитых авангардистов перешла в собственность России.
Невероятная многоликость Гончаровой сыграла с ней злую шутку: в конце ХХ века рынок наводнили фальшивки, которые выдавали за оригинальные произведения. Самый громкий скандал разразился в 2011 году: в Европе почти одновременно вышли две книги о Гончаровой — Энтони Партона и Дениз Базету. Казалось бы, прекрасный повод для радости и гордости за нашу соотечественницу, столь ценимую на Западе. Однако выход каталогов вызвал шок у российских искусствоведов. По их мнению, более шестидесяти процентов заявленных картин не имеют к героине никакого отношения! Фактически с помощью «авторитетных» изданий были легализованы десятки подделок.
Выяснилось, что авторы даже не потрудились обратиться в наши музеи, например в Третьяковку, обладающую крупнейшим мировым собранием художницы. Описывая работы, якобы созданные в период ее жизни в России, Партон и Базету уверяли, что эти холсты из собраний неких генералов НКВД, живших где-то в Казахстане. Сама мысль, что именно там, в органах, служили настоящие ценители творчества Наталии Гончаровой, кажется абсурдной!
Александра Экстер. Неукротимая
К сожалению, наследие многих представителей русского авангарда пострадало от бесчисленных фальсификаторов. Этой печальной участи не избежала и Александра Экстер. В 2009 году на выставке ее работ во французском Туре практически все картины оказались фальшивками.
Ася Григорович родилась в 1882 году в Белостоке, детство и юность провела в Киеве, там два года в качестве вольнослушательницы посещала занятия в художественном училище, всерьез «заболела» авангардом и в 1907-м отправилась учиться живописи во Францию.
К этому моменту барышня уже превратилась в замужнюю даму, и величали ее Александрой Экстер. Как и Зинаида Серебрякова, она вышла за кузена. Избранником Аси стал адвокат Николай Экстер, чью фамилию отныне она носила. Сложно уследить за бурной деятельностью Александры в те годы: то она в Париже оживленно болтает в кафе с Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером, то вдруг срывается в Киев, чтобы познакомить друзей-художников с экспериментами их безрассудных европейских коллег. А буквально на следующий день участвует в открытии очередного парижского Салона Независимых, на котором представлены и ее работы, и параллельно договаривается с берлинской галереей. В Риме показывает свои картины на Международной футуристической выставке.