После «Золотого петушка» супруги вернулись домой — руководитель Камерного театра Александр Таиров ставил «Веер» и просил известных авангардистов оформить спектакль.
Летом 1915-го Дягилев вновь позвал Гончарову и Ларионова — на сей раз в Швейцарию — срочно требовались декорации к гастрольным спектаклям «Русских сезонов». Выехали спешно, дома остались холсты, эскизы, начатые проекты.
Выполнив швейцарский заказ, Гончарова с Ларионовым отправились в долгое путешествие по Европе. Летом 1916 года они оказались в Испании. Страна совершенно покорила художницу своим колоритом, она бесконечно зарисовывала узкие улочки, кованые решетки, гордых сеньор в кружевных мантильях.
В 1918-м пара вновь оказалась в Париже. Поселились на Левом берегу Сены в старинном доме на рю Жака Калло, в заказах недостатка не было. Они по-прежнему активно сотрудничали с Дягилевым, вплоть до его смерти в 1929-м, выставлялись в разных галереях. Предполагали ли Наталия с Михаилом, что останутся на чужбине до конца своих дней?.. Наверное, нет. Как и Серебрякова. Иначе не писала бы Гончарова: «Как мне дорога каждая весть из Москвы. Начинаешь понимать китайцев, которые, как говорят, зашивают, уезжая из дома, горсть земли в подошвы туфель...»
В тридцатые годы до Европы из-за океана докатилась Великая депрессия и финансовое положение пары сильно ухудшилось: картины почти не продавались. Затем грянула Вторая мировая война. Лишь в 1948-м ситуация несколько изменилась: состоялась ретроспективная выставка подзабытых русских художников и критики объявили их первооткрывателями абстрактного искусства. Многие из тех работ Гончарова продала, когда Михаила разбил инсульт и потребовались деньги на лечение.
Они провели вместе большую часть жизни, а поженились спустя полвека после знакомства, в 1955-м. Причиной, по которой решили узаконить отношения, было беспокойство за судьбу картин, архивов, богатейшей коллекции старинных гравюр и книг. Лишь состоя в браке, Наталия и Михаил могли наследовать друг другу. Оба мечтали, чтобы все это оказалось в России.
Гончарова умерла семнадцатого октября 1962-го, и вскоре Ларионов женился на своей давней знакомой Александре Томилиной, которую, кстати, прекрасно знала Наталия. У нее, впрочем, тоже было «сердечное увлечение» — адвокат Орест Розенфельд. После оккупации Парижа его отправили в концлагерь, и художница делала все возможное, чтобы вызволить друга из ада, доказывая, что Розенфельд — не еврей. Освободили его только в конце войны...