Русские амазонки

Историки искусства — кто с иронией, кто вполне серьезно — давно обсуждают, отчего мир знает немного...
Армен Апресян
|
01 Марта 2019
Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее
Выставка-ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке
Фото: В. Прокофьев/ТАСС

Историки искусства — кто с иронией, кто вполне серьезно — давно обсуждают, отчего мир знает немного громких имен женщин-художниц. Размышляют о непростой женской доле, невозможности доступа к образованию, порой о степени дарования, не идущей ни в какое сравнение с талантом прославленных творцов-мужчин. При этом произведения, созданные женщинами, вызывают неподдельный интерес у коллекционеров и многочисленных любителей живописи.

Карточный домик Зинаиды Серебряковой

Впервые о ней заговорили в 1910-м — именно тогда посетители выставки Союза русских художников, проходившей в Петербурге, увидели автопортрет «За туалетом» — невероятно нежный, пленявший своей необычайной естественностью. И что удивительно, оказавшись среди грандов отечественной живописи — Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля, — Зинаида Серебрякова не только не потерялась, она произвела настоящий фурор. «Автопортрет Серебряковой несомненно самая приятная, самая радостная вещь... — восторженно писал Александр Бенуа. — Здесь полная непосредственность и простота: что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное... Особенно мило в этом портрете то, что в нем нет никакого «демонизма», ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью... Есть что-то ребяческое в этом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое... И как самое лицо, так и все в этой картине юно и свежо...»

Скупой на похвалы Валентин Серов также отметил, что «Автопортрет» — «очень милая, свежая вещь». Более того, настоятельно рекомендовал руководству Третьяковской галереи приобрести картину. Вслед за мэтром критики принялись на все лады расхваливать двадцатипятилетнюю художницу, обнаруживая в ее работах «волнение, радостное, глубокое и сердечное, которое все создает в искусстве и которым только и можно истинно чувствовать и любить мир и жизнь». Серебрякову приглашали в галереи и на вернисажи, однако Зинаида, в одночасье вдруг ставшая звездой, сбежала из суетного Петербурга в любимое имение Нескучное неподалеку от Харькова, в дом, где прошли ее детские годы.

Родившись в 1884 году, она с ранних лет была окружена атмосферой, наполненной искусством. Отец Евгений Лансере — знаменитый скульптор, мать Екатерина — дочь архитектора Николая Бенуа и сестра известных художников Альберта и Александра. Будучи довольно замкнутой, девочка все свободное время проводила за рисованием и по окончании гимназии поступила в студию, организованную в Петербурге княгиней Марией Тенишевой.

1 2 3 4 5 6 7 8

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая