Казалось, еще чуть-чуть — и неукротимая Экстер покорит всю Европу, но ее честолюбивым планам помешали мировая война, революция и внезапная смерть Николая от холеры. Александра оказалась без средств к существованию, жилья и своих картин — свекор, с которым после смерти мужа случился конфликт, попросту не пустил ее в дом. Но Экстер не пропала — не такой имела характер! Открыла студию в Киеве, в 1920-м переехала в Москву, вновь вышла замуж — за актера Георгия Некрасова. Работала, как и Гончарова, с Александром Таировым, делала эскизы костюмов для фантастического фильма «Аэлита» Якова Протазанова, преподавала во ВХУТЕМАСе.
По счастливому стечению обстоятельств в 1924 году Экстер поручили оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, а затем — советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств в Париже. Закончив работу над проектами, художница и ее муж в Советский Союз не вернулись.
Значительную часть жизни она провела во Франции, но еще с юности любимейшим из городов оставалась Венеция. Кстати, одна из первых картин, написанных после переезда в Париж, была посвящена именно ей, Светлейшей, Серениссиме. Она же стала самым дорогим полотном художницы — в 2009 году на аукционе за «Венецию» заплатили более миллиона фунтов стерлингов.
Творческая энергия Экстер, казалось, не ведала границ: она преподавала в Современной академии Фернана Леже, сочиняла костюмы и декорации для балетных постановок во Франции, Италии и Англии, иллюстрировала книги Артюра Рембо, Омара Хайяма, античных авторов. И конечно, писала картины. Умерла одна из самых ярких художниц XX столетия в марте 1949 года в Фонтене-о-Роз, всего на несколько лет пережив мужа Георгия Некрасова. Сейчас о «неукротимой» Александре помнят лишь знатоки и коллекционеры.
Гадать, как сложились бы судьбы трех талантливых женщин, останься они в Советской России, дело неблагодарное. Наверное — трудно, возможно — трагично... Несомненно одно — и Зинаиде Серебряковой, и Наталии Гончаровой, и Александре Экстер удалось разрушить веками бытовавшее представление о том, что женщина неспособна стать настоящим художником. Пусть каждая и пришла к славе своим путем...