«Вспоминаю свои надежды, «планы» молодости — сколько хотелось сделать, сколько было задумано, и так ничего из этого не вышло — сломалась жизнь в самом расцвете», — писала она матери.
Вероятно, и на закате дней Зинаиду не покидало ощущение, что жизнь рассыпалась как карточный домик, который пытались построить дети на одной из ее знаменитых картин.
Она умерла в сентябре 1967-го в Париже. За два года до кончины Серебряковой в СССР впервые за многие годы состоялась выставка, организованная стараниями старшей дочери и прошедшая с огромным успехом в Москве, Ленинграде и Киеве.
Наталия Гончарова. Цветы запоздалые
В то время, когда Зинаида Серебрякова в Париже с трудом сводила концы с концами, неподалеку от нее жила Наталия Гончарова, которую сегодня называют одной из самых ярких фигур русского авангарда. Более того, ей принадлежит своеобразный рекорд на арт-рынке: с 2008 по 2013 год Гончарова неизменно возглавляла список самых дорогих женщин-художниц мира — за ее «Цветы» на торгах аукционного дома Christie’s заплатили более пяти с половиной миллионов фунтов.
Она родилась в 1881 году в семье архитектора. До десяти лет жила в Тульской губернии, затем семья переехала в Москву. Девочка поступила в гимназию, окончила ее с серебряной медалью и некоторое время не могла определиться с выбором «дела жизни»: записалась на медицинские курсы, но через три дня сбежала — «душа не вынесла», полгода посещала историко-филологический факультет Высших женских курсов, но и там стало скучно. Поиски «дела жизни» в итоге привели Наталию Гончарову в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. Там, по одной из версий, произошла встреча, определившая ее дальнейшую судьбу: Гончарова познакомилась с Михаилом Ларионовым, который убедил девушку заняться живописью. Начинающий художник стал не просто ее мужем, но и тем, кого она впоследствии называла своей «рабочей совестью».
«Я вдруг поняла, что то, чего мне не хватает в скульптуре, есть в живописи... есть — живопись», — признавалась Гончарова, поступив в 1904 году в класс Константина Коровина. Скоро пришло и первое признание: работы двадцатитрехлетней художницы появились на выставках Московского товарищества художников...
Родители были не слишком рады тесной дружбе Наташи с Ларионовым. А уж после того как Михаила исключили из училища (причина — «следование принципам французских импрессионистов, а не своих руководителей»), и вовсе категорически запретили дочери с ним встречаться. В ответ строптивая барышня ушла из дома, и с того дня влюбленные жили вместе.