Русские амазонки

Историки искусства — кто с иронией, кто вполне серьезно — давно обсуждают, отчего мир знает немного...
Армен Апресян
|
01 Марта 2019
Александра Экстер
В 2009 году на выставке работ Александры Экстер во французском Туре практически все картины оказались фальшивками
Фото: Vostock Photo

«Мастерской нет — просто пустынная комната в какой-то мрачной квартире, — вспоминала художница Валентина Ходасевич. — Для чаепития и закуски имеется небольшой стол, но чаще друзья садятся на пол, подстелив под себя бумагу. Тарелок мало, есть стаканы и веселые цветные чашки. Эта неналаженность в хозяйстве никому не мешает. Здесь царит искусство — дерзкое, настоящее, молодое, и о нем все помыслы, разговоры, споры».

Судя по работам второй половины 1910-х годов, Гончарова увлекалась Гогеном, переняв его палитру, даже некоторые сюжеты. Впрочем, в ее тогдашнем творчестве заметно влияние и «других знаменитых французов», у которых «в начале пути более всего училась», — Матисса, Ван Гога, Сезанна.

Вместе с Михаилом они неустанно экспериментировали. Их выставки неизменно сопровождали эпатаж, провокация, скандал, шумиха в прессе, которую ловко организовывал сам Ларионов. В 1912 году он «изобрел» новое направление, назвав его лучизмом, и, по сути, открыл эру беспредметности в живописи. Художник, провозглашалось в манифесте «Лучисты и будущники», должен изображать не предметы, а отраженные от них свето-цветовые лучи.

Вскоре бунтарь Ларионов заявил: ему «прискучило быть новатором только в живописи. Он хочет сделаться законодателем мужской моды... Для начала решил популяризировать лучистую окраску лица». Через несколько дней шокированные москвичи увидели на улицах странных людей с физиономиями, разрисованными непонятными символами и знаками. Среди участников «акций» наблюдалась единственная женщина — Наталия Гончарова.

Молодая эпатажная художница к этому времени была весьма востребована: ей заказывали картины и театральные декорации, она иллюстрировала книги футуристов Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, создавала эскизы женских туалетов. После Осенней выставки 1913-го несколько ее полотен приобрела Третьяковская галерея, через год Наталию пригласил в Париж Сергей Дягилев — оформить оперу-балет «Золотой петушок». Во Францию она поехала вместе с Михаилом.

Дягилев называл ее «самой знаменитой из передовых художников»: «Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Но самое любопытное — ей подражают не только как художнику, но и внешне. Это она ввела в моду рубашку-платье — черную с белым, синюю с рыжим. Она нарисовала себе цветы на лице. И вскоре знать и богема выехали на санях — с лошадьми, домами, слонами — на щеках, на шее, на лбу».

1 2 3 4 5 6 7 8

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая