Русские амазонки

Историки искусства — кто с иронией, кто вполне серьезно — давно обсуждают, отчего мир знает немного...
Армен Апресян
|
01 Марта 2019
Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее
На закате дней Зинаиду не покидало ощущение, что жизнь рассыпалась как карточный домик, который пытались построить дети на одной из ее картин. Выставка-ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой в Государственной Третьяковской галерее
Фото: Е. Никитченко/ТАСС

Переломное событие в жизни произошло в1924 году: в Америке открылась масштабная выставка русского искусства. В экспозицию включили четырнадцать работ Серебряковой, две были проданы. Судьба одной из них — «Спящая девочка на красном одеяле» — долго оставалась неизвестной. Лишь летом 2015 года картина появилась на торгах Sotheby’s, став самой дорогой работой художницы — ее цена взлетела с пятисот тысяч до трех миллионов восьмидесяти тысяч фунтов стерлингов.

Окрыленная успехом за океаном, Зинаида отправилась в Париж — там предложили расписать большое декоративное панно. Во французской столице она надеялась устроить персональную выставку и получить больше заказов. Чудом собрав необходимые документы, в августе 1924-го, надеясь вскоре вернуться, она оставила детей матери и покинула Россию. Как оказалось, навсегда. «Мне было двенадцать, когда мать уезжала в Париж, — вспоминала много лет спустя дочь Татьяна. — Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью...» Во Францию позже удалось переправить только Шуру и Катю.

Увы, и в Париже ее творчество не пользовалось спросом — мир искусства стремительно менялся, чуть ли не каждый день появлялись новые имена и направления, работы русской эмигрантки считали уже «вчерашним днем». «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударяют», — сетовал Константин Сомов.

И все же Зинаиде удавалось иногда показывать свои работы, причем не только во Франции. В 1928 году ее картины экспонировались в Бельгии на выставке «Старое и новое русское искусство», которую посетил Альберт I. Дочь Серебряковой Екатерина, незадолго до этого переехавшая к матери, вспоминала: «Среди сопровождавших... был барон Броуэр, который увидел, что король остановился перед мамиными работами, и решил заказать ей портреты своей семьи. У него большие имения в Марокко, и он предложил, что отправит ее туда рисовать, оплатит ей дорогу. <...> Мама должна была отдать ему все работы, которые он выберет».

Несмотря на то что картины, написанные в Марокко, зрители и критики встретили весьма благосклонно (Серебрякову даже стали называть «мастером европейского значения» и «одной из самых замечательных русских художниц эпохи»), настоящий успех по-прежнему обходил ее стороной: в моде было совсем другое, далекое от реализма искусство.

1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог