Полная версия сайта

Константин Бранкузи. В поисках красоты

Расставшись со скромной пианисткой, Бранкузи утратил интерес к любви. Однажды знаменитый скульптор...

Пегги Гуггенхайм

Среди муз немногословного румына были не только прекрасные, но и влиятельные женщины. В 1909 году баронесса Рене Ирана Франшон закажет ему свой портрет. Так появится знаменитая «Спящая муза». Эта дама была, видимо, личностью незаурядной: известно, что в 1923-м она отправилась в отнюдь не безопасное путешествие по исламскому миру и написала об этом книгу. Бранкузи получал от Франшон открытки из Тегерана.

Знакомство со светской львицей и покровительницей искусств Леони Рику состоится в ее роскошном салоне на бульваре Распай в 1914 году. В результате на свет появится деревянная скульптура «Мадам Л. Р.», сочетающая африканское влияние и традиционную карпатскую резьбу. Сначала ее владельцем станет Фернан Леже (они с другом поменяются работами: Леже подарит Бранкузи свою картину, тот в ответ — скульптуру), затем «Мадам Л. Р.» попадет в коллекцию Ива Сен-Лорана, а в 2009-м будет продана на аукционе Christie’s за 37,2 миллиона долларов.

Еще одной подругой Бранкузи станет Агнес Майер, с ней и ее семьей скульптора свяжут на редкость странные отношения. С журналисткой и супругой издателя The Washington Post он познакомится в 1910 году. Именно Агнес сделает все возможное, чтобы талант друга оценили в Штатах. Их отношения выльются в скульптуру «Невысокомерная королева». Агнес и Юджин Майер окажут Константину большую поддержку во время громкого судебного процесса из-за работы «Птица в пространстве» — он создал ее в память о румынских сказках своего детства, где сладкоголосая чудо-птица Мэйастрэ помогала добрым людям побеждать зло. Бранкузи работал над этой серией много лет — до 1940 года, создавая различные версии в разных материалах. 

И вот в конце двадцатых, когда один из приятелей пытался ввезти в США несколько его работ, таможенник отказался посчитать их произведениями искусства и потребовал заплатить огромную пошлину, равную сегодня почти четырем тысячам долларов, как за «то ли кухонное приспособление, то ли металлический предмет непонятного назначения». (За ввоз художественных работ пошлина не взималась.) Какая еще птица, мол, где у нее крылья, где клюв? Состоялся суд с таможенной инспекцией, на котором разъяренный Бранкузи требовал признать его работу абстрактным искусством, а один из экспертов патетически воскликнул: «Если это искусство, то я — каменщик!» Тем не менее не без поддержки Майеров Константин выиграл процесс. Спорный «кусок металла» признали скульптурой с формулировкой «считать произведением искусства в силу симметричной формы, художественного контура и красоты отделки». В 2005-м «Птица в космосе» уйдет на Christie’s за 27,4 миллиона долларов.

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или