Полная версия сайта

Рафаэль Санти. Ничего, кроме любви

Великий итальянец не дожил до сорока, но оставил после себя множество шедевров. Можно ли поверить, что своих мадонн живописец писал с женщины, чья жизнь весьма далека от библейского сюжета?

Картина «Форнарина» Рафаэля, Палаццо Барберини, Рим

После первой короткой встречи, устроенной Биббиеной для Рафаэля и Марии на одном из балов, Бернардо нет-нет да и сводил невзначай молодых людей. То приглашал живописца в гости, то брал Марию с собой, когда отправлялся туда, где Санти выполнял очередную волю понтифика. В 1511 году Юлий II согласился позировать Рафаэлю, и художник написал его портрет на доске и дважды изобразил на фресках. Через год Юлия не стало. Новым папой избрали кардинала Джованни Медичи, принявшего имя Льва Х. Говорили, что решающую роль в его воцарении на папском престоле сыграл старый друг и искусный политик Бернардо Биббиена, вскоре получивший кардинальскую шапку. Пожалуй, теперь брак художника с его племянницей мог считаться честью уже не столько для нее, сколько для Рафаэля. Биббиена решил, что самое время огласить помолвку.

Но месяцы шли, а устроить оглашение все не удавалось. Кардинал и сам не понимал, как ухитряется художник, на первый взгляд не питающий ни малейшего вкуса к интригам, так ловко ускользать от выполнения данного обещания. Говоря по правде, это и обещанием-то назвать трудно. Рафаэль просто несколько раз кивнул, когда потерявший терпение Биббиена, обняв племянницу за плечи, напрямую сказал: именно такая девушка способна стать достойной женой художнику. Последовал кивок, и Биббиена, а с ним и Мария посчитали его вполне определенным ответом. Желая закрепить достигнутое соглашение, кардинал при каждом удобном случае упоминал в разговорах, что его племянница и Рафаэль уже обручены. И на правах родственника всячески поощрял художника, благо новый папа Лев Х, как и его предшественник Юлий II, жаждал прослыть покровителем искусств и не скупился на заказы.

После смерти Донато Браманте Рафаэль принял на себя обязанности папского архитектора. Он возвел во внутреннем дворе Ватикана крытые лоджии, руководил шедшим к завершению строительством собора Святого Петра. Художник переселился в большое палаццо в новом районе Борго, облюбованном римской аристократией. В палаццо были высокие потолки, и он мог писать алтарные картины прямо здесь, в мастерской. Синьор Санти работал над Мадонной, шествующей по облакам с младенцем Христом на руках, которую начал по заказу Юлия II еще при жизни папы.

Комментарии

Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или