Исаак Бабель и Антонина Пирожкова. Судьба для двоих

Им было отпущено несколько лет счастья. Но Бабеля арестовали, и писатель сгинул в подвалах Лубянки...
Антонина Варьяш
|
22 Мая 2016
Генрих Ягода
Генеральный комиссар госбезопасности Генрих Ягода был расстрелян в марте 1938 года
Фото: РИА НОВОСТИ

Заботливо выхаживая ее во время жестокой болезни, он покупал в Торгсине килограммы лимонов и на руках выносил Нину в столовую, чтобы она приободрилась, слушая веселые рассказы Леонида Утесова, забежавшего в гости. Но строго запрещал даже мельком заглядывать в свои черновики — узкие и длинные листки бумаги, разложенные в его кабинете на невысоких книжных стеллажах: «Закончу — сам прочту».

К работе своей относился как к священнодействию, никогда не принимался за нее, не побрившись и не одевшись, а обдумывая новый текст, неизменно крутил в руках веревочку, словно перебирал четки, отсчитывающие положенные молитвы. Писал Бабель мучительно трудно, иногда сутками подбирая нужное слово и признаваясь, что если фраза не выходит, болит сердце. И хотя выпускал теперь не больше нескольких рассказов в год, зарабатывая в основном сценариями, редактурой и переизданиями, все еще оставался одним из самых известных писателей Советской страны.

В июне 1935 года он вновь уехал в Европу. На сей раз без всяких хлопот — паспорта и документы были оформлены за два часа: приезда Исаака Бабеля и Бориса Пастернака, не включенных чиновниками в официальную делегацию, потребовали европейские писатели, собравшиеся в Париже на Международный конгресс в защиту культуры и мира. Нина срочно бросилась покупать Наташе русские книжки.

Понимал ли он, что судьба дает ему последний шанс спастись? Возможно. Но воспользоваться этим шансом Исаак Эммануилович не пожелал. Слишком крепко держала в своих руках его душу такая страшная и такая прекрасная Советская страна. А сероглазая девушка-инженер — его сердце.

В августе он вернулся из Парижа с французским патефоном под мышкой, полный уморительных рассказов о Наташиных проделках и о мучениях, которые претерпел по дороге с меланхоликом Пастернаком. А через несколько дней увез Нину в Одессу, где она никогда еще не бывала.

Угощал любимыми фаршированными помидорами и баклажанами по-гречески. Рассказывал, где висели в годы Гражданской плакаты Российского телеграфного агентства, работая в котором, подружился с Юрием Олешей, Эдуардом Багрицким, Ильей Ильфом, Валентином Катаевым. Именно от РОСТа он и получил свою командировку в армию Буденного, уехав на фронт под чужим именем втайне от жены и родителей.

Конечно, возил Нину и на Молдаванку, где родился и где позже поселил своего любимого героя — налетчика Беню Крика. Показывал здание коммерческого училища, в которое его отдал отец, и дом № 17 на Ришельевской — Исаак жил там с родителями и сестрой Мери, зачитываясь французскими романами, изучая Талмуд и тщетно пытаясь научиться играть на скрипке так, как требовал придирчивый педагог Петр Столярский. «Ойстраха он, конечно, выучил здорово, а вот я оказался ему не по зубам. Наверное, был еще слишком молод», — смеялся Бабель. Услышав на улице особо цветистые выражения, неизменно шептал Нине на ухо: «Слушайте, слушайте! Это Одесса!»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 14
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая