Валерий Баринов: «Театр без интриг — мертвый театр!»

Известный актер вспоминает о работе с Юрием Толубеевым и Олегом Борисовым, Юрием Васильевым и Нелли Корниенко, Людмилой Касаткиной и братьями Соломиными.
Марина Порк
|
20 Октября 2016
Людмила Касаткина
Людмила Касаткина была настоящей примой: капризной, с трудным характером. Когда она сломала ногу, в «Орфее...» ее временно заменила другая актриса
Фото: Валерий Плотников

Когда я пришел в Театр Советской армии, там уже работал мой однокурсник Яша Покрасс, который заверил: «Театр хороший, у нас нет никаких интриг». Как же он ошибался! Верно и то, что театр без интриг — мертвый театр! Вся актерская жизнь сводится к тому, чтобы на сцену выходил ты, а не кто-то другой. Ради роли актеры начинают интриговать, в этом заключается сволочная сущность нашей профессии. Мне повезло: с первого дня был завален работой, интриговать не пришлось. Здесь помогла моя способность быстро вводиться в спектакли. Однажды в Театре армии ввелся в постановку «Моя профессия — синьор из общества», выучив за ночь сто тринадцать страниц текста! На гастролях в Челябинске замечательный артист Костя Захаров (увы, его уже нет с нами) вдруг заболел. Завтруппой попросил его подменить. А там главная роль, актер практически не уходит со сцены. Все твердят: «С ума сошел! Это неподъемно», — а меня легко взять на слабо. Пошел обедать, пьесу мне принесли. Спрашивают:

— Прислать суфлера? Поработаете.

— Нет, — говорю, — сейчас спать лягу.

Обычно днем дремлю не более получаса, а тут проспал часа полтора. Проснулся, заварил крепкого чая. К утру текст знал, мы порепетировали. А перед самым выходом начался мандраж, Еремин заметил, постарался успокоить: «Если не получится, можешь спокойно уходить со сцены — объявим, что артисту стало плохо». Коллеги, не занятые в постановке, пришли за кулисы посмотреть, как буду поднимать эту «гирю».

Началось с конфуза. Спустился по лестнице, произнес: «Женщины, я проснулся!» Прохожу мимо Раи Савельевой, которая играла мою сестру, а она — раз — протягивает руку для поцелуя. Склоняюсь и думаю: «Вот же стерва, этого не было на репетиции!» Отрываюсь от руки и с ужасом понимаю: текст вылетел из головы, ничего не помню — ни как пьеса называется, ни в каком я городе, ни вообще зачем тут! Постоял и припомнил слова Еремина, ну, думаю: не получилось! И пошел, но не за кулисы, а обратно к лестнице. Поднялся. Закрыл за собой дверь, сам себе сказал: попробую еще раз — и снова вышел со словами «Женщины, я проснулся!» Публика решила, что так и задумано — герой остался недоволен тем, как его встретили домочадцы. И действие покатилось. В какой-то момент у меня отклеился ус, и я сорвал его прямо на сцене. Зрители были в восторге! Когда занавес опустился, мне предложили:

— Валера, играй!

— Ни за что! Если хотите, чтобы играл, — полгода репетиций!

Спектакль был блестящий! Такое ощущение полета редко посещает артиста.

В Театре Советской армии отработал почти пятнадцать лет. Как говорилось в пьесе про барона Мюнхгаузена: конечно, я не хожу на службу как на подвиг, но нечто героическое в этом есть. Научился играть на большой сцене, про которую Федя Чеханков говорил: «Перед тем как произнести фразу, махни рукой, чтобы публика увидела, что это ты говоришь!» Но я научился держать этот зал, даже когда разговаривал шепотом.

Именно здесь впервые вышел на сцену мой маленький сын Егор. Назвал его так в честь любимого деда Егора Карповича. Мама этому очень противилась, считая имя грубым, деревенским. Отговаривала, но я заявил: «Мать, будешь приставать, назову сына Карпухой!» Больше она не спорила. Кстати, по причине «красивости» я в свое время стал Валерием. Терпеть не могу это имя!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 15
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая