Павел Басинский: «Если бы я сейчас писал книгу об уходе Толстого, то совсем по-другому»

« ...Я находился под очень сильным влиянием Софьи Андреевны. Задумав книгу, первым делом обратился...
Елена Ланкина
|
18 Февраля 2024
Владимир Григорьевич Чертков и Лев Николаевич Толстой
«Настоящая слава у Толстого началась, когда Чертков стал за границей печатать его произведения, запрещенные духовной цензурой («Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас»), и пропагандировать его идеи». Владимир Григорьевич Чертков и Лев Николаевич Толстой. Ясная Поляна, 1909 год
Фото: Репродукция фотографии из фондов музея Л.Н. Толстого/РИА Новости

— Как вы думаете, почему ваша книга вызвала такой резонанс? Почему людям стал интересен именно Толстой?

— Да не Толстой им стал интересен. Книга понравилась женщинам. Я этого не ожидал, я не писал для женщин, но так получилось.

— Вы не предполагали, что женщины составляют бо?льшую часть читательской аудитории?

— Не предполагал, да. Потом уже осознал, что, оказывается, они только и читают. А еще что для женщин Толстой из моей книги представляется скорее отрицательным персонажем — таким деспотом, душившим свою жену. Но этого не было. И если бы я сейчас писал книгу об уходе Толстого, то совсем по-другому.

Тогда я находился под очень сильным влиянием Софьи Андреевны. Задумав книгу, первым делом обратился к ее дневникам. Я их читал раньше, но подзабыл, а когда перечитал, они на меня очень мощное впечатление произвели, потому что в них Софья Андреевна очень талантлива. Мемуары ее менее интересны, а дневники совершенно потрясающие. Эмоционально они безумно заразительны и создают впечатление, что она была бесконечной жертвой своего мужа, что Толстой был паук. «А я в этой паутине жужжащая муха, — писала она, — случайно попавшая, из которой паук сосал кровь...»

— На самом деле все было иначе?

— Конечно, с Толстым нелегко было жить, конечно, Софья Андреевна родила 13 детей, пять из которых умерли в детстве. Но ее мама Любовь Александровна Берс тоже родила 13 детей и пять из них умерли. Такое было сплошь и рядом — многодетные семьи, где половина детей не выживала, потому что медицина была на достаточно низком уровне.

— Вы хотите сказать, что 13 родов Софьи Андреевны, десять лет беременностей и 13 лет кормления — такие цифры вы приводите в своей книге, — были нормой для женщин дворянского сословия?

— По-разному в семьях бывало, но, в общем-то, да. Смотрите, в «Анне Карениной» сколько у Долли детей? В начале романа пятеро, двое умерли в младенчестве, то есть она рожала уже семь раз. Позже у нее появляется еще один ребенок. Это уже восемь родов...

— Как известно, после появления на свет нескольких детей врачи советовали Софье Андреевне воздержаться от родов. Но Толстой сказал: или ты будешь рожать, или будет развод. И при этом вы не считаете его деспотом, а ее жертвой?

— Я считаю, что у Толстых была достаточно сложная, но в основном счастливая жизнь. Они прожили 48 лет, родили 13 детей. И детей интересных, ярких. Назовите мне другую такую писательскую семью! То, что это была любовь, и любовь взаимная, счастливая, видно по переписке Льва Николаевича и Софьи Андреевны.

— Ужасы семейной жизни, описанные в ее дневнике, не более чем плод воображения автора?

— Я думаю, Софья Андреевна писала дневник для того, чтобы потомки восприняли ее как жертву. Зачем, трудно сказать. В письмах у нее совсем другие отношения со Львом Николаевичем. И я их обоих жалею и одновременно радуюсь за них.

— Что еще изменилось в вашем представлении о Толстом и его окружении за годы, прошедшие с момента выхода книги?

— Ну, например, в этой книге у меня Владимир Чертков — духовный душеприказчик Толстого, как он себя называл, — абсолютно отрицательный персонаж. Я только потом понял, что именно он создал Толстому мировую славу. Она пришла к нему не после романа «Война и мир» и не после «Анны Карениной». Эти книги переводились на иностранные языки уже при жизни Толстого, и что? Тургенева тоже переводили. Настоящая слава у Толстого началась, когда Чертков стал за границей печатать его произведения, запрещенные духовной цензурой («Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас»), и пропагандировать его идеи. Оказалось, что во всех странах, на всех континентах они находят отклик у огромного количества людей. Тогда, наверное, не было ни одной газеты в России и за рубежом, где не упоминалось бы имя Толстого. Он стал легендой при жизни. И это сделал Чертков. С другой стороны, конечно, по отношению к Софье Андреевне он вел себя неблагородно, я бы сказал, не по-мужски, а по-женски, в плохом смысле.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая