Ольга Богданова: «Зельдин в одночасье стал кумиром женщин, а Сазонова, которой было уже за пятьдесят, пользовалась огромным успехом у режиссеров»

«Пырьев искал партнера для Ладыниной. На роль пастуха пробовалось много кавказцев, все с усами,...
Ирина Зайчик
|
17 Июня 2023
Ольга Богданова и Владимир Зельдин
«Он никогда не срывал спектакли, удивительной дисциплины человек. До последнего вздоха никого не подводил». Ольга Богданова и Владимир Зельдин в спектакле «Танцы с учителем», 2010-е годы
Фото: из архива О. Богдановой

Видимо, для него это было какой-то своеобразной подпиткой. Он проповедовал идею, что человек должен быть всегда влюблен. Зельдин каждую молодую актрису обязательно окружал вниманием, следил за ее творчеством.

— Ольга, он же и вам покровительствовал? Помогал с ролями, подсказывал, как играть?

— Покровительство заключалось в общении. Он звонил мне, разговаривал со мной, мы вместе много ездили по стране с концертами, даже в Афганистане дважды были.

Работали мы с Зельдиным очень много, особенно в конце его жизни. Мне посчастливилось играть с ним в театре «Модернъ» в спектакле «Дядюшкин сон», и в нашем театре два спектакля — «Человек из Ламанчи» и «Танцы с учителем», оба поставленные Юлием Гусманом.

В молодые годы мне доставались роли влюбленных девушек, все они мечтали выйти за него замуж. Сколько слез пролили из-за Зельдина мои юные героини! У нас получился очень интересный творческий дуэт. Когда-то я играла его внучку в спектакле «Деревья умирают стоя», затем дочку, а потом и возлюбленную. А в «Танцах с учителем» играла его супругу. Помню, как я шутила: «Наконец-то доросла до вашей жены».

Пьесу «Танцы с учителем» — парафраз знаменитого «Учителя танцев» — написали Исаак Фридберг с Юлием Гусманом (он и поставил). Главный герой — сам Зельдин. Когда он выходил на сцену в белой сорочке с воротником апаш, зал ахал от восхищения. Мою героиню звали Ивушка, она была списана с супруги Зельдина. Когда я работала над ролью, мы с Ветой много беседовали, иногда наши телефонные разговоры заканчивались только под утро. Роль создавали вместе. Все очень хвалили, говорили, что мы похожи. А Зельдин даже путался, у него в день спектакля было две жены: одна в зале, а другая на сцене. Порой он раздражался — не слишком ли много жен? Иногда мог на меня прикрикнуть, мол, отстань, я сам все знаю! Вета его поучала во всем, все время ему диктовала, как надо, что надо, и он в ответ иногда «бунтовал» против излишней опеки. А я его успокаивала: «Тише, не забывайте, я жена вам только сценическая». Мы оба начинали смеяться.

Мы часто ездили с творческими вечерами. Его везде хотели видеть. Удивительно, но он всегда волновался перед выходом на сцену, нередко повторял: «В нашем деле нельзя жить прошлыми заслугами. Театр — живое искусство. Я всегда чувствую себя перед спектаклем, как спортсмен перед снарядом. Вес должен быть взят!»

Вета привила ему любовь к красивым вещам. Он стал настоящим денди. Когда однажды Иннокентий Смоктуновский увидел его в белоснежном костюме, тут же привел на площадку к Андрону Кончаловскому, который снимал «Дядю Ваню». Так Зельдин сыграл профессора Серебрякова, одну из лучших своих ролей в кино. А каким он был элегантным в роли судьи в фильме Говорухина «Десять негритят»!

Сколько лет мы прожили рядом с ним, и так не смогли разгадать секрет его долголетия, секрет молодости. Он прекрасно выглядел, у него не было ни одной морщинки. Прямая спина, прекрасная осанка, великолепные память и мозги до последнего дня. К возрасту всегда относился с иронией. Когда слышал про чей-то 80-летний юбилей, смеялся: «Мальчишка! Мне бы эти годы».

Он уникальная личность, я его называла чудом. Всегда был молод, глаза горят, поет в «Человеке из Ламанчи», словно на сцене Ла Скала, да еще и танцует при этом. Глядя на него, понимаешь: никакой старости не существует. Когда его спрашивали о секрете долголетия, Владимир Михайлович обычно только загадочно улыбался: «На то он и секрет!» Приходилось наблюдать и делать выводы самой. И вот что заметила: Зельдин никогда не торопился. В день спектакля мало ел, только пил чай, два часа отдыха, а после спектакля — сразу домой. Возьмем в ресторане одинаковый обед, я сметаю все за две минуты, а он полтора часа над тарелкой сидит и приговаривает: «Куда так спешишь, Олечка? Наслаждайся! Ты, наверное, даже не поняла, что ела». Обедал с радостью, за хорошей, легкой беседой. А вот еще один секрет. Помню, как Владимир Михайлович говорил, что если влюбленности нет, то он готов ее придумать: «Я всю жизнь стараюсь в себе это будоражить, посеять какую-то влюбленность». А еще он любил животных, у него всю жизнь были собаки. Когда заканчивался спектакль, он приезжал на дачу, обязательно брал собаку и гулял с ней. В последнее время у него жил бродячий пес, который к ним прибился. Они его прозвали Борисом Николаевичем. И вот он шел по улице и приговаривал: «Борис Николаевич, ко мне». Мне кажется, его секреты были очень простыми: никуда не торопиться, быть влюбленным и делать всем добро.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая