Геннадий Сайфулин: «На позорном собрании против Эфроса я единственный выступил в его защиту»

Геннадий Сайфулин — один из культовых актеров поколения шестидесятых. С легендарным режиссером...
Марина Порк
|
14 Мая 2023
Сцена из спектакля «Друг мой, Колька!»
«На спектакль «Друг мой, Колька!» ломились зрители. Школьная история пионервожатого, который стал настоящим другом ребятишкам с непростыми судьбами, смотрелась свежо и необыкновенно эмоционально». Сцена из спектакля «Друг мой, Колька!», ЦДТ, начало 60-х годов
Фото: пресс-служба Театра на Бронной

— Да, а еще готовим этюды с воображаемыми предметами.

— А я вот принес пьесу, называется «В добрый час!». Сейчас прочту вам сцену, попробуем ее сыграть.

Он выбрал сцену на троих, прочитал текст несколько раз. Спросил: «Запомнили?» И вызвал меня, Инну Гулую и Виталия Ованесова. Мы были молодыми и отчаянными, вышли и что-то изобразили. Эфрос сказал: «Хорошо. А теперь давайте разберем, кто и что здесь делает». И стал подробно рассказывать о взаимоотношениях героев. Потом предложил: «А теперь попробуйте это сыграть». Мы вышли и через две реплики замолчали, хотя знали текст. Потому что кроме текста есть еще внутреннее наполнение. Эфрос подытожил: «Вот чем теперь будем заниматься».

Выпускники студии были востребованы, кто-то по окончании уехал работать в провинциальные театры, меня, Инку Гулую, Витю Ованесова и Брониславу Захарову оставили в Центральном детском.

Вскоре Александр Хмелик принес к нам пьесу «Друг мой, Колька!». Мария Осиповна поручила поставить ее Эфросу. Текст был довольно сырой, Анатолий Васильевич многое там переделывал. Но больших ожиданий с этим спектаклем не связывал. В тот момент он параллельно ставил пьесу Брехта «Сны Симоны Машар» в Театре Ермоловой, как сам писал позже, был зациклен на этой работе, волновался, как брехтовская драматургия прозвучит впервые в Москве. Но получилось так, что брехтовский спектакль Эфроса не пошел, а «Друг мой, Колька!» неожиданно выстрелил. Спектакль гремел на всю Москву, на него ломились зрители. Школьная история пионервожатого, который стал настоящим другом ребятишкам с непростыми судьбами, смотрелась свежо и необыкновенно эмоционально. Старшую пионервожатую, стервозную, ненавидящую детей, потрясающе играла Антонина Дмитриева. На премьеру пришел Леонид Утесов, который высказался так: «Этих ребят переиграют только собаки». Позже пьесу экранизировали, но я в картине не снимался, был уже староват для роли Кольки.

Эфрос проработал в ЦДТ десять лет, выпустил множество успешных спектаклей. Мы его боготворили, откликались на любые вызовы, даже если приходилось играть пятилетних детей, как в «Цветике-семицветике».

— Как Анатолий Васильевич работал? Как относился к актерам?

— Это был уникальный по скромности, по человечности художник. Ему не требовалось орать на актеров, он настолько подробно разбирал роли, так виртуозно владел этим искусством, что все понимали его с полуслова. Эфрос очень ценил этюдный метод. В свое время, предположим, репетировал «Чайку» и вдруг обращался к мужчине-актеру: «А теперь ты будешь Ниной Заречной». Этой методике научила его Кнебель. И она давала потрясающие результаты.

На вечерние репетиции Эфроса стекались коллеги со всей Москвы, иногда в зале сидело по двести человек. Актеры обожали его разборы, этюды, учились открывать в себе новое, неожиданное. Саша Калягин как-то признался мне, что тоже к нам приходил и удивлялся: «Вы настолько бодро участвовали в этюдах после того, как отыграли спектакль вечером. А я однажды перепугался: вдруг Эфрос сейчас возьмет и вызовет меня на сцену, я же там с ума сойду!»

Настал момент, когда Любимов пригласил Эфроса в Театр на Таганке ставить «Вишневый сад». Играли первачи — Высоцкий, Золотухин, Демидова. Спектакль получился оригинальным и отличался по эстетике от постановок Любимова. Естественно, Юрий Петрович его не принял. Кончилось, мягко говоря, недопониманием. Прошло время, у Любимова случился юбилей. Эфрос позвал Козакова, Грачева и меня пойти поздравить Любимова. Тот принимал гостей в присутствии труппы, которая сидела на полу на расстеленных газетах. Эфрос произнес:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая