Геннадий Сайфулин: «На позорном собрании против Эфроса я единственный выступил в его защиту»

Геннадий Сайфулин — один из культовых актеров поколения шестидесятых. С легендарным режиссером...
Марина Порк
|
14 Мая 2023
Геннадий Сайфулин
«Ольга Яковлева писала, что ученик Эфроса, ставший парторгом, отказал ему в характеристике для поездки за рубеж с формулировкой: недостаточно активно участвовал в общественной жизни театра». Геннадий Сайфулин, 80-е годы
Фото: из архива Г. Сайфулина

Я горжусь своим поступком, на позорном собрании против Эфроса я единственный выступил в его защиту. Поэтому позже спокойно пришел в Театр на Таганке хоронить Анатолия Васильевича, встал рядом с его женой Натальей Анатольевной Крымовой, возложил цветы и нес гроб своего учителя, а на кладбище читал монолог Алеши Карамазова из спектакля «Брат Алеша».

— Каким человеком был Лев Дуров, ставший главным режиссером Театра на Малой Бронной?

— Он был замечательным парнем, широким, добрым, мы дружили. Когда случилась история с Эфросом, делили одну гримерную. Я ему все высказал и перешел в другую гримерную. Лева ответил: «Не думай, что ты уколол меня в самое сердце». Тем не менее мы перестали здороваться. Когда его не стало, на панихиде я вышел и произнес: «Лева, спасибо тебе за театральное детство». Действительно, мы долго работали вместе, маленькую Катю нянчил весь театр, знали друг про друга все, дружили домами, хотя Лева был старше на десять лет.

— Вы успели сняться в сотне фильмов.

— Самый дорогой для меня — «Хроника пикирующего бомбардировщика». По моему мнению, фильм входит в десятку лучших лент о Великой Отечественной. Историю написал прекрасный драматург Володя Кунин, ставший впоследствии крупным писателем. Картину снимали на заброшенном аэродроме в Литве, куда свезли макеты самолетов. Отослали материал на «Ленфильм», худрук объединения Иосиф Хейфиц посмотрел и высказался: «Хороший материал, но надо, чтобы между героями состоялся разговор о фашизме, чтобы они высказали свою позицию». Я где-то читал, что у Гитлера в кармане лежал сопливый носовой платок. И предложил внести такую реплику в текст, что и было сделано. Позже Кунин стал автором «Интердевочки», «Сволочей», по которым сняли громкие фильмы. Но жил в Германии, так жизнь нас и развела. Жаль.

— Вместе с вами в «Хронике...» снимался Олег Даль.

— На площадке мы помогали друг другу, и веселились вместе, и обедали, и в компаниях общих гуляли. Когда дочке Насте исполнился год, он пришел к нам с Валей Никулиным праздновать. Подарил мне бюст Ленина, которого я тогда играл, а Валя — тапочки. Тогда же ничего невозможно было купить, а жена достала мне красивый шведский пиджак, который оказался великоват. Показал его Олегу: «Я не фарцую, отдам тебе за ту же цену». И он потом долго его носил.

Вместе мы пробовались в «Два капитана», Олег — на роль Ромашова, которого в итоге сыграл Юра Богатырев. Пересеклись на студии, поздоровались, попробовались и разошлись, как будто в нашей биографии не было прекрасных лет. А потом Олег пришел в труппу Театра на Малой Бронной, где у него не заладилось. Думаю, он не смог ничего сыграть, потому что, по всей вероятности, внутри уже что-то надломилось. Хотя его очень жалко, когда все в его жизни складывалось хорошо, он был просто замечательным парнем.

На стене дома на Садовом кольце, где жил Олег, открывали мемориальную доску. Коллеги так много говорят о нем в телепередачах. А вот на открытии доски был я один и руководство Гильдии актеров кино. Грустно...

— Какие фильмы вспоминаете сегодня?

— «Три дня Виктора Чернышева». Я хорошо знал ребят, о которых рассказывалось в картине, сам из того поколения. Я тоже жил в метростроевских домах среди работяг, все знал про выпивку, про бездарное стояние во дворе. История молодых людей, чуть не совершивших серьезное преступление, далась несложно. Я плавно вошел в стилистику картины, освоил пластику героя. Картина Евгения Григорьева и Марка Осепьяна чудом проскочила цензуру, выходила бы месяцем позже, и ее бы зарубили на корню. Разве можно было так «чернить» нашу молодежь? Но авторы были честны. Там есть эпизод, когда идет комсомольское собрание, где выступает Василий Шукшин, и возникает кадр с бильярдными шарами. Рождается ассоциация с героями, которые как те шары, куда их толкнут, туда и покатятся, потому что нет достойной цели в жизни.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в декабре
Комедия о перевоспитании «великим и могучим» русским языком, медицинская драма с Кристиной Асмус, полный метр с Сергеем Шакуровым и новые сезоны полюбившихся сериалов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая