София Шегельман. В паутине лжи

Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор Ксении Рубцовой: три с половиной года колонии общего...
Виктория Катаева
|
15 августа 2020
Элина Быстрицкая
«Твое — это графини, голубая кровь, а простая деревенская женщина тебе не по силам». Через несколько лет Быстрицкая доказала обратное. Кадр из кинофильма «Тихий Дон»
Фото: ТАСС

Были специальные эшелоны, достоверно точно такие показаны в фильмах «На всю оставшуюся жизнь» и «Офицеры». Тянется длинный состав. В первых вагонах лежат раненые, а в последних живут служащие госпиталя с семьями. Вагон дощатый, внутри сколоченные нары. Никаких бытовых удобств: ни туалета, ни тем более душа. Какие удобства, если война? Приближаются вражеские самолеты, кто-то кричит: «Воздух!» Поезд останавливался. И даже мы, малыши, знали, что надо тут же бежать как можно дальше от вагонов, иначе снаряд может попасть в состав и ты погибнешь. В этом возрасте в куклы бы играть, а не изучать премудрости выживания. Но выбирать нам было не из чего.

Так и колесили мы с мамой, сестрой и братом Мишей на этом поезде, иногда временно перебазировались подальше от переднего края, потом снова возвращались. Например в Одессу приехали, когда в городе еще шли уличные бои, а до того довольно долго стояли в Уральске, там про военные действия только по радио можно было услышать.

Мама готовила еду для раненых. И Элина в свои тринадцать не сидела без дела — стала санитаркой, лаборанткой, таскала носилки с тяжелоранеными. А еще втайне от родителей сдавала кровь. В семье об этом узнали лет через десять, уже после войны. Мы жили в Вильнюсе, туда направили папу, он служил в военном госпитале. Однажды, когда папы уже не стало, к нам пришел человек по имени Константин Машинин — уже немолодой, нездоровый. Спросил, как увидеть Элину. Мама ответила, что сестра живет в Москве, предложила чаю. И он рассказал, что на фронте был тяжело ранен, требовалось срочное переливание крови. После операции узнал, что кровь ему дала тринадцатилетняя девочка. Он выяснил ее имя и вот теперь разыскал, чтобы поблагодарить за спасенную жизнь. Этой девочкой была моя сестра.

К сожалению, непосильные для подросткового возраста физические нагрузки и длительное эмоциональное напряжение сказались на здоровье: Элина навсегда потеряла возможность стать мамой. Узнав об этом от врачей, приняла как данность — значит, так суждено. Она часто цитировала Андрея Дементьева, одного из любимых своих поэтов: «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку».

— Действительно, Быстрицкая производила впечатление человека сурового и бескомпромиссного. В театральной и кинотусовке ее побаивались за прямоту и резкость. Я как журналист, очень любя замечательную актрису и даже назвав дочь в ее честь, так и не рискнула попросить звезду об интервью. О чем сейчас очень жалею.

— Ну вот видите, а Ксения не постеснялась ничего. Как моя сестра-бронетранспортер позволила себя одурачить?! Нахожу только два объяснения. Либо с возрастом даже глыбам, какой была Элина, свойственно терять бдительность, либо сети паутины, в которую она попала, оказались сплетены слишком уж изощренно.

Впрочем, спустя год или чуть больше после нашего знакомства в Вильнюсе Ксения позвонила мне в рыданиях. Плача, сообщила, что Элина Авраамовна ее выгнала:

— Сказала: не хочу видеть и слышать о тебе, больше не появляйся в моем доме!

— Но за что? — удивилась я.

— Понятия не имею! — еще горше заплакала она.

Я пообещала разобраться, набрала номер сестры, поинтересовалась, какая кошка между ними пробежала.

— Я несколько раз поймала Ксению на вранье! — отрезала Элина. — Звоню ей на мобильный, спрашиваю: «Ты где?», она отвечает: «В пробке». А я слышу, как звенит посуда и звучат голоса — застолье, никакая не пробка! Так было не раз. Мелкое бытовое вранье.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 14

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая